Телеком-итоги - 2013: парашютист, освобождение рабов и продвинутые села
Мобильные рабы больше не рабы?
С 1 декабря 2013г. в России вступил в силу закон, позволяющий сменить сотового оператора, сохранив привычный номер телефона. Такую возможность так или иначе чиновники разных уровней обсуждали почти 10 лет до тех пор, пока в дело не вмешался Дмитрий Медведев. Будучи президентом, в апреле 2012г. он поручил наконец внедрить MNP (Mobile number portability). И вот уже в декабре 2013г. теоритически услуга у нас появилась. Но, по доброй российской традиции, все и сразу идеально заработать у нас не может. Федеральные операторы сотовой связи из-за законодательных проволочек не смогли полноценно протестировать услугу в нужные сроки и по сути делают это сейчас. Региональные компании и вовсе оказались не готовы.
Пока только "ВымпелКом" (торговая марка "Билайн") и Tele2 Russia объявили, что смогли предоставить услугу полностью, то есть как принять абонента, так и отдать. Предвидя такой исход, правительство РФ ввело переходный период до 15 апреля 2014г. Это означает, что пользователь может написать заявление, а принимающий оператор, не имеющий технической возможности, может начать его обслуживание только в этот срок. В идеале же процесс переноса номера должен занимать всего восемь дней. Вот и получается, что услуга вроде бы есть, а вроде бы ее и нет.
Надо сказать, что пока большой популярностью у россиян MNP не пользуется, несмотря на все предсказания чиновников и социологов. По данным на 26 декабря, заявки на перенос номера подали 22 тыс. 5 россиян. А всего перенесено всего лишь 232 номеров. Правда, Минкомсвязи прогнозирует, что к концу 2014г. заявления напишут до 4 млн российских абонентов.
Интернет в каждое село
В 2013г. Минкомсвязи было очень активным в законотворческой деятельности. Глава ведомства Николай Никифоров даже назвал 2013-2014гг. историческим рубежом реформирования отрасли связи. Так, в декабре было принято решение о технологической нейтральности радиочастот. Сухая и непонятная формулировка на деле означает переворот рынка. Теперь сотовые операторы, которым не достались федеральные LTE-лицензии, смогут на своих GSM-частотах строить сети нового поколения - 3G и LTE - и, соответственно, предоставлять более современные услуги, в частности скоростной доступ в интернет. В первую очередь в этой инициативе были заинтересованы региональные игроки, в том числе Tele2 Russia, у которых нет лицензий 3G и LTE.
Внедряя технейтральность, было принято решение об обременении операторов, которые должны будут строить сети на территориях с населением 1-10 тыс. чел. А это означает, что даже в маленьких населенных пунктах люди смогут пользоваться интернетом, причем на хороших скоростях и по современным технологиям.
Сделки года
2013г. можно назвать переделом собственности в телекомах. Все началось с Tele2, в апреле российский банк ВТБ купил у шведской Tele2 ее российское подразделение за 3,5 млрд долл. Руководство кредитной организации сразу же объявило, что планирует перепродать актив. За сотового дискаунтера развернулась серьезная борьба, в очередь выстроились "ВымпелКом", МТС и инвестподразделение "Альфа групп". Однако всем им было отказано, это породило слухи о том, что ВТБ действовало в интересах "Ростелекома", что в итоге оказалось не так. 50% Tele2 Russia были проданы банку "Россия" Юрия Ковальчука и структурам Алексея Мордашова.
После этого акционеры дискаунтера стали обсуждать с "Ростелекомом" вопрос о создании совместного предприятия. Стороны договорились, что объединят сотовые активы в одну компанию. Tele2 Russia сейчас оказывает услуги сотовой связи в стандарте GSM более чем в 40 регионах. В свою очередь "Ростелеком" обладает лицензиями 3G и LTE. Объединение всех этих ресурсов позволит создать четвертого федерального игрока. Конкуренты пока не опасаются его, но, очевидно, что рынок поменяет конфигурацию.
Повернула российские телекомы в другом направлении развития и еще одна крупная сделка. В октябре "МегаФон" купил "Скартел"/"Йота" за 1,8 млрд долл. В результате "МегаФон", который и так владеет частотами LTE, получил дополнительный частотный ресурс, а вместе с ним и серьезное преимущество по сравнению с другими коллегами по рынку.
Отставки года
2013 телеком-год прошел с рядом громких отставок - как в компаниях, так и в отраслевом министерстве. Первым был президент "Ростелекома" Александр Провоторов, которого руководство Минкомсвязи постоянно критиковало за неэффективный менеджмент. Кроме этой причины, была еще одна - негласная - А.Провоторов считался человеком Константина Малофеева, который на тот момент был крупнейшим миноритарным акционером "Ростелекома". Участники рынка говорили, что К.Малофеев оказывает серьезное влияние на управление госоператором. Бизнесмена, по неофициальным данным, также тесно связывали дружеские отношения с бывшим министром связи Игорем Щеголевым. Вся эта связка не нравилась новому руководству Минкомсвязи. В итоге А.Провоторов ушел, при этом получив внушительный "золотой парашют" в размере более 200 млн руб. Эта сумма вызвала много вопросов как у общественности, так и у чиновников. Как следствие, в России появился закон, ограничивающий выплаты руководителям госкомпаний при увольнении, а от А.Провоторова потребовали вернуть часть денег.
Менее громкая, но также серьезная отставка произошла в руководстве "Почты России". Предприятие покинул ее гендиректор Александр Киселев. А вместо него был назначен близкий к Минкомсвязи бывший глава Tele2 Russia Дмитрий Страшнов.
А вот Минкомсвязи понесло серьезную потерю, когда ведомство покинул заместитель министра Денис Свердлов. Он курировал основные вопросы в ведомстве, прежде всего связь. Он же был одним из основных кураторов внедрения в РФ MNP. Однако закон, запрещающий чиновников владеть активами за рубежом, не позволил ему продолжить работу в Минкомсвязи. Д.Свердлов сам подал в отставку, какое-то время он оставался помощником министра, но потом ушел и с этого поста. На это решение могли также повлиять постоянные намеки из отрасли об аффелированности Д.Свердлова с руководством "МегаФона". Дело в том, что до министерской работы он руководил "Скартелом", который сейчас принадлежит "МегаФону". И именно при действующем руководстве Минкомсвязи была совершена эта сделка.