Ревматологи предупредили о нехватке лекарств от артрита
Пациенты с ревматическими заболеваниями в России сталкиваются с нехваткой зарубежных лекарств, в частности раствора метотрексата, который входит в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (ЖНВЛП). Об этом «Ведомостям» сообщила вице-президент Российской ревматологической ассоциации «Надежда» Полина Пчельникова.
По словам Пчельниковой, раствор для инъекций «Метотрексат-Эбеве» швейцарской компании Sandoz (дивизион группы Novartis) пропал из аптек в августе. Sandoz — крупнейший поставщик препарата в Россию. По данным RNC Pharma, с начала года фармкомпании поставили 2,2 млн упаковок раствора, 48% из них приходится на швейцарское предприятие.
В России метотрексат постоянно принимают 2–2,5 млн человек, сообщили в ассоциации. Как отметила Пчельникова, пациенты с артритами должны принимать его пожизненно раз в неделю, а перерыв в лечении может привести к серьезным обострениям.
Одна из причин нехватки лекарств — пандемия коронавируса, поскольку препараты от ревматических заболеваний также используются для лечения COVID-19. Из-за этого в 2020 году пациенты столкнулись с дефицитом азатиоприна, микофенолата мофетила, гидроксихлорохина и метилпреднизолона, рассказала Пчельникова. Сейчас в России не хватает тоцилизумаба, который используют в терапии тяжелых форм коронавирусной инфекции.
Руководитель департамента по корпоративным коммуникациям российского офиса Sandoz Александр Алексеев подтвердил, что на российских складах нет раствора для инъекций «Метотрексат-Эбеве». Компания обещает восстановить поставки с октября из Австрии. Как заявили в Sandoz, проблемы с отгрузками связаны с необходимостью внести изменения в упаковку, поскольку форма собственности австрийского завода сменилась.
По словам коммерческого директора дистрибьютора «Центр внедрения «Протек» Бориса Попова, сейчас на маркетплейсе «Здравсити» есть только раствор для инъекций «Метотрексат-Эбеве» в предварительно заполненных шприцах. В аптечной сети «36,6» сообщили, что препарат по-прежнему продают дистрибьюторы «Пульс», «Катрен», «Авеста фармацевтика» и «Гранд капитал».
В Минздраве, Росздравнадзоре и Минпромторге «Ведомостям» не ответили, достаточно ли имеющегося метотрексата для удовлетворения нужд всех пациентов. В Федеральной антимонопольной службе заявили, что в России, помимо Sandoz, производить или продавать препарат могут еще шесть компаний, у всех лекарств одинаковые характеристики и показания к применению. По данным ведомства, для большинства форм выпуска раствора метотрексата рисков дефицита не ожидается.
Аналоги препарата производят немецкая Medac GMBH (19% от общего объема поставок раствора метотрексата), румынская Rompharm Company (9%), российские «Фармпотребсоюз» (8%), «Фармасинтез» (8%), РОНЦ им. Блохина (3%) и «Верофарма» (0,6%), отмечают «Ведомости». Израильская Teva перестала отгружать препарат с ноября 2020 года и продает остатки на складах.
В Минздраве сообщили РБК, что метотрексат в виде раствора в различных формах выпуска, помимо производства компаний «Сандоз» и «Тева», зарегистрирован на российском рынке шестью производителями: «Фармасинтез-Норд», НМИЦ им. Блохина, «Келун-Казфарм», «Ромфарм», «Медак», «Брынцалов-А». «В отношении большинства форм выпуска такого раствора Росздравнадзором рисков дефицита не было установлено. Концентрат этого препарата, также помимо производства компании «Сандоз», зарегистрирован на российском рынке компанией «Фармэра», — сообщили в ведомстве и подчеркнули, что все эти препараты имеют одинаковые характеристики и показания к применению.
Нехватка препаратов для терапии ревматических заболеваний наблюдалась в России и в прошлом году. Так, в августе в аптеках не было «Метотрексат-Эбеве» в таблетках от Sandoz, в инъекционной форме препарат продолжал поставляться, рассказывала Пчельникова «Фармвестнику». Весной 2020-го возник дефицит гидроксихлорохина, а затем — азатиоприна, писали «Известия».