Капитан "Электрона" приговорен к штрафу в 100 тыс. руб.
Капитан оправдан по ст.127 ч.2 УК РФ (незаконное лишение свободы) за отсутствием состава преступления. Однако он признан виновным по ст.256 ч.3 (незаконный вылов биоресурсов), и ему присужден штраф в размере 100 тыс. руб., сообщили в суде.
Напомним, что в ходе прокурорской проверки, предшествовавшей возбуждению уголовного дела, было установлено, что судно "Электрон" вело работу по вылову рыбы в зоне архипелага Шпицберген с августа 2005г. В ночь на 15 октября с разрешения капитана В.Яранцева на борт поднялась инспекторская группа Норвегии.
По утверждению норвежской стороны, в ходе проверки был обнаружен ряд серьезных нарушений. Норвежские инспекторы сообщили капитану, что в связи с выявленными нарушениями судно будет сопровождено в норвежский порт Тромсе. Капитан "Электрона" заявил о готовности подчиниться требованиям норвежской стороны, после чего для корректировки курса и охраны доказательств выявленных нарушений на борту судна остались два норвежских офицера.
Однако затем В.Яранцев изменил курс и направил "Электрон" к территориальным водам России. При этом норвежские инспекторы оставались на судне и были лишены возможности его покинуть.
При осмотре и разгрузке судна в порту г.Мурманска была выявлена рыбопродукция сверх заявленной в таможенной декларации. Кроме того, установлено, что капитан В.Яранцев неоднократно нарушал требования федерального закона "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации" в части, касающейся уведомлений соответствующих органов о перегрузах рыбопродукции.
Напомним также, что сразу после истории с "Электроном" последовал арест еще двух российских рыболовецких судов - "Дмитрий Покрамович" и "Капитан Горбачев". Они были задержаны в норвежских водах в районе Шпицбергена 24 октября 2005г., но затем отпущены после уплаты солидной суммы штрафа: для "Капитана Горбачева" - 140 тыс. долл., для "Дмитрия Покрамовича" - 190 тыс. долл.
Причем по мнению ряда экспертов и представителей российских ведомств, вопрос задержания российских судов в норвежских водах давно потерял технический характер и имеет политический оттенок. Дело в том, что указ норвежского короля по расширению территориального моря до 12 морских миль, распространяющийся на Шпицберген, был издан в одностороннем порядке. Однако Россия не заявила никакого протеста на этот шаг, при этом наша страна не признает этот указ. Но норвежская береговая охрана закон признает и действует в соответствии с ним. Причем за одни и те же провинности норвежская рыбоохрана наказывает российские суда намного жестче, чем свои.