Верховный суд закрыл схемы вывода активов при разводе и выплате алиментов
Верховный суд России (ВС) в понедельник, 24 декабря, принял постановление, которым ликвидируются две схемы по выводу активов при банкротстве россиян. Об этом говорится в постановлении пленума ВС, поступившем в РБК. В суде сообщили, что с помощью алиментных схем должники могли укрыть свои активы от распродажи.
В постановлении указывается, что кредиторы смогут добиваться признания недействительными нотариальных соглашений по алиментам, если должник из-за ухудшения финансового положения не может выплачивать их в полном объеме.
В документе подчеркивается, что суд также может признать недействительным внесудебное соглашение с супругом об уплате алиментов, если их размер превышает «разумно достаточные» потребности адресата в ущерб интересам кредиторов.
Брачные контракты не будут приниматься в расчет в том случае, если были заключены после образования долга гражданина. В постановлении названа недопустимой ситуация, когда ликвидное имущество достается одному супругу, а должник лишается всех своих активов.
В постановлении также уточняется, какое имущество супругов можно продать в случае банкротства для погашения задолженности перед кредиторами, даже если супруги развелись. «В деле о банкротстве гражданина-должника, по общему правилу, подлежит реализации его личное имущество, а также имущество, принадлежащее ему и супругу (бывшему супругу) на праве общей собственности», — говорится в документе.
Однако один из супругов может потребовать в суде разделить общее имущество до продажи, если считает, что та ущемит его интересы или интересы находящихся на иждивении детей. «Как имущество должника, так и перешедшее вследствие раздела супругу общее имущество включаются в конкурсную массу должника», — говорится в постановлении.
При этом супруг банкрота сможет добиваться раздела общих активов до продажи с торгов в суде общей юрисдикции, а не в арбитражном, где рассматривается дело о банкротстве. Благодаря этому положению супруг банкрота получит свою долю не деньгами, а в виде имущества.
Внесудебные алиментные соглашения, как и брачные контракты, нередко на практике использовались в качестве инструмента для вывода активов, рассказал РБК юрист BMS Law Firm Владимир Шалаев.
«В этом плане никаких подводных камней нет: разъяснения Верховного суда направлены на пресечение таких действий, но негативных последствий от этого не будет. Другой супруг не лишается своей части собственности — если имущество продается с торгов, ему передается соответствующая часть выручки. Эта процедура станет более прозрачной», — сказал Шалаев.
«Что касается вывода активов при банкротстве, то эта практика остается очень распространенной, для этого используются различные сделки по передаче имущества третьим лицам. Такие сделки в последующем оспариваются. В целом ситуация в этом плане особо не меняется», — рассказал юрист.
Кроме того, должники смогут сохранить за собой ипотечную квартиру, если это их единственное жилье. Такой шанс появится в том случае, если банк пропустит двухмесячный срок включения своих требований в реестр кредиторов или вообще их не предъявит. Верховный суд 4 декабря признал законным изъятие единственного жилья должника, чтобы рассчитаться с кредиторами.
В начале декабря ВС также разрешил кредиторам участвовать в разделе имущества семьи и оспаривать сделки, которые покажутся им фиктивными. Раздел имущества под контролем кредиторов будет проходить в том случае, если один из супругов является должником. При этом у банкрота не будут забирать все имущество в счет долга и оставят необходимый имущественный минимум, который может быть увеличен, в случае если должник болен и ему требуются средства на лечение.