СКР пока не нашел собственника Домодедово после теракта 2011 года
«Домодедово приватизировали? Приватизировали. С большим скандалом. После того как там произошла трагедия, мы до сих пор не можем найти виновника, в смысле собственника этого аэропорта, – сказал он во время научно-практической конференции Российской правовой академии Минюста. – Мы знаем этих людей, но они говорят, что они не собственники».
Бастрыкин пояснил, что поднимает эту тему, так как ему «пришлось участвовать в одном серьезном совещании»: «Мы еще не знаем кто собственник, а правительство в лице одного из ведомств уже готовило новые финансовые вливания в этот аэропорт [обсуждался вопрос о выделении средств Фонда национального благосостояния на третью взлетно-посадочную полосу]. Давайте начнем с базисного отношения к собственности. На каком основании эти люди владеют собственностью?».
Глава СКР предложил в дальнейшем учитывать «негативный опыт» приватизации в России и проводить следующий этап приватизации «под жестким контролем правоохранительных органов».
Домодедово в сентябре 2013 года объявило, что его конечным бенефициаром является председатель совета директоров Дмитрий Каменщик.
Однако владельцы активов с тех пор могли поменяться, говорит источник РБК в одном из столичных аэропортов. Он предположил, что проблемы с выделением средств ФНБ на третью полосу могли возникнуть как раз из-за непрозрачной структуры владения активами «Домодедово».
Председатель совета директоров Домодедово Дмитрий Каменщик в интервью газете «Ведомости» 20 октября 2014 года сказал, что у компании один собственник – это он сам, а за его деятельностью следит глава наблюдательного совета – не имеющий доли Валерий Коган.
Каменщик объяснил, что управляющая группа состоит из двух холдингов, один из которых по-прежнему является закрытым, т.к. государство не требует раскрывать его структуру, – ему принадлежит земля и конурбации вокруг аэропорта. Сам аэропорт – холдинговая компания DME, зарегистрированная на Кипре, отметил он.
Как сообщал ТАСС в 2013 году со ссылкой на презентацию для инвесторов, 88% активов холдинговой компании DME Limited принадлежат пяти офшорным компаниям, которые формируют до 100% выручки группы. Однако, по данным кипрского регистра, которые есть в распоряжении РБК, на 15 октября этого года с 2012 года владельцами активов DME Limited считаются Шон Фергюсон Каирнс (36,3% акций) и Джейн Элизабет Петерс (63,7% акций).
Позднее в понедельник в пресс-служба аэропорта Домодедово сообщила, что «…предприятия, осуществляющие аэропортовую деятельность в Домодедово в соответствии с сертификатами и лицензиями национального образца, находятся в российской юрисдикции, а их конечным собственником является гражданин Российской Федерации Дмитрий Каменщик».