Юристы комментируют дело о "записке Ходорковского"
"Во-первых, совершенно очевидно, что это женский почерк", - отметила она, выразив сомнение, что записка могла быть написана М.Ходорковским. Н.Барщевская указала, что "каждый студент юридического факультета проходит курс по основам графологии".
Между тем, заявила она, "обычно такие записи делаются при общении адвоката со своим клиентом для подготовки позиции защиты". Об этом свидетельствует содержание сделанных О.Артюховой записей, пояснила адвокат.
Относительно пункта, в котором говорится, что "по поводу участия в РТТ, Лебедев должен дать отрицательный (неопредел.) ответ", Н.Барщевская считает, что "это не может расцениваться как давление на свидетелей". Она предположила, что "М.Ходорковский мог просто сообщить адвокату о том, что Лебедев не принимал участия в деятельности РТТ, на основании чего О.Артюхова сделала соответствующую отметку".
Кроме того, "Это может быть личной позицией адвоката, ее мыслями и совершенно необязательно, что именно М.Ходорковский мог дать ей такое указание", - добавила Н. Барщевская. Говоря в целом об инциденте с О.Артюховой и другими адвокатами, участвующими в "деле ЮКОСа" (вызовы в Генпрокуратуру Антона Дреля, Василия Алексаняна и Дмитрия Гололобова, а также обыск и изъятие документов из офиса А.Дреля), Н.Барщевская высказалась об их недопустимости. Процессуальные права адвокатов охраняются законом об адвокатуре и адвокатской деятельности, ГПК и УПК, в том числе неприкосновенность адвокатской тайны, напомнила она. В связи с этим, Н.Барщевская считает незаконными действия, предпринимаемые прокуратурой в отношении представителей защиты.
Напомним, что 17 ноября Ольга Артюхова опровергла информацию об изъятии у нее записки от М. Ходорковского. При этом она подтвердила, что 11 ноября с.г. была подвергнута обыску в специзоляторе "Матросская тишина", в ходе которого у нее были изъяты документы, которые имели отношение исключительно к ее адвокатскому досье. "Ничего, кроме проекта позиции по одной из статей обвинения, изъятые бумаги не содержали", - подчеркнула адвокат. М. Ходорковский также отметил, что не передавал никакой записки.
Позднее министр юстиции РФ Ю. Чайка заявил, что факт передачи О. Артюховой записки был снят на видеокамеру. По его словам, записка была передана следственной бригаде, расследующей дело М. Ходорковского.