На пути Falcon во Внуково находились две снегоуборочные машины
По словам руководителя спецкомиссии МАК Алексея Морозова, когда диспетчеры дали разрешение на взлет, взлетно-посадочная полоса (ВПП) №1, с которой взлетал Falcon, была свободна. Но уже через 10 секунд система контроля зафиксировала движение снегоочистителя на левой границе полосы в сторону так называемой крестовины – пересечения со второй взлетно-посадочной полосой.
По словам Морозова, экипаж самолета видел машину, пересекающую его путь, но это не вызвало у него опасений. «Еще примерно через 14 секунд произошло столкновение самолета со снегоочистителем», – резюмировал он. В этот момент скорость Falcon приблизилась к 250 км/ч, и самолет оторвался от земли. Все системы самолета работали в штатном режиме вплоть до крушения.
Диспетчеры назвали появление машин на взлетно-посадочной полосе «несанкционированным вторжением». Запросов на пересечение полосы им не поступало.
Как рассказал газете источник, близкий к расследованию, операторы двух снегоуборочных машин, работавшие в паре, обнаружили недалеко от взлетно-посадочной полосы, пересекающейся с полосой, на которой находился Falcon, неработающие сигнальные фонари. Они решили отвезти сломанную осветительную технику электрикам и, возвращаясь обратно, выехали на полосу, на которой взлетал Falcon. Диспетчеры при этом знали, что на ВПП №2 работали две машины, которые осуществляли сушку полос и рулежных дорожек.
Катастрофа в аэропорту Внуково произошла в ночь на 21 октября. При взлете задел снегоуборочную машину, которая выехала на взлетно-посадочную полосу, и разбился бизнес-джет Falcon 50. Погибли три члена экипажа и президент французской компании Total Кристоф де Маржери.
Правоохранители задержали водителя снегоуборочной машины Владимира Мартыненко, суд поместил его под арест до 21 декабря. Следователь и прокурор приобщили к делу справку о том, что Мартыненко во время аварии был пьян – в его крови обнаружили 0,6 промилле алкоголя.
Позже Следственный комитет сообщил о задержании еще четырех человек – это ведущий инженер аэродромной службы Владимир Леденев, который руководил снегоуборочными работами, руководитель полетов Роман Дунаев, диспетчер-стажер Светлана Кривсун, диспетчер Александр Круглов, руководивший воздушным движением в момент авиакатастрофы.
Все задержанные допрошены в качестве подозреваемых. Следствие полагает, что они «не обеспечили соблюдение требований безопасности полетов и проведения наземных работ, что привело к трагедии».