Ю.Лужков рассказал о ситуации с антидотом во время штурма "Норд-Оста"
Ю.Лужков в те дни возглавлял городской гражданский штаб по освобождению заложников и входил в оперативный штаб под руководством замглавы ФСБ Владимира Проничева. Городской штаб должен был решать вопросы, связанные с медициной, работой с родственниками, организацией питания, взаимодействием со СМИ.
"Была нервозность, но не паника. Мы знали, что в центре зала установлено взрывное устройство, способное полностью уничтожить театральный центр и повредить многие здания вокруг. Этого нельзя было допустить. Ну и, конечно, тревога за жизни тысячи человек, многие из которых - молодые люди, даже несовершеннолетние, все это накладывало отпечаток на атмосферу в штабе", - описывает обстановку отставной градоначальник.
В подготовке силовой операции городские власти принимали минимальное участие. По словам Ю.Лужкова, эти вопросы решались силовиками. Столица лишь предоставила антитеррористическим подразделениям для тренировки ДК "Меридиан" в районе станции метро "Калужская", планировка которого практически в точности повторяет планировку Театрального центра на Дубровке. В течение суток, пока шли переговоры, подразделения "Альфы" и "Вымпела" отрабатывали там варианты штурма. В то же время Ю.Лужков заявил, что о времени начала штурма он знал.
По его мнению, спецподразделения "Альфа" и "Вымпел" со своей задачей справились блестяще: "Они не допустили подрыва театрального центра, уничтожили всех боевиков и спасли подавляющее большинство заложников".
Ответил бывший мэр и на вопросы о причинах гибели людей. Он говорит, что не понимает, почему медиков не предупредили об антидоте для газа, который использовался при штурме. "По вопросам оказания экстренной медицинской помощи во время спасательной операции медики контактировали с оперативным штабом. Честно говоря, я не понимаю, в чьих интересах было скрывать эту информацию, когда у всех была задача - она именно так и ставилась - максимально спасти заложников", - говорит Ю.Лужков.
На вопрос о том, почему не отогнали от театрального центра грузовики и поливальные машины, которые мешали скорой помощи, Ю.Лужков пояснил, что улочки рядом с центром были заставлены коммунальной техникой специально. Они должны были принять на себя взрывную волну и перегородить путь обломкам в случае взрыва. Потом их не отгоняли, так как боялись, что террористам станет известно время начала операции.
В то же время экс-мэр опровергает утверждения, что количество жертв теракта занижено властями: "Названная цифра (130 человек) учитывает и тех, кто погиб при штурме, и тех, кто потом скончался в больницах. Москва была жертвой целой серии террористических актов, и мы никогда не врали людям, называя число погибших".
Бывший глава столицы не считает, что теракт произошел из-за недосмотра гаишников: "В ситуации, когда мимо поста проезжают тысячи машин в час, причем со всей страны, выловить машину со злоумышленниками без оперативных данных просто невозможно. Поэтому, в первую очередь, не сработали те службы, которые должны были в агентурном режиме предоставить сведения о готовящейся террористической операции. До того момента, как мне позвонил дежурный и сообщил о захвате заложников, мы ничего не подозревали".
Ю.Лужков предлагал террористам взять в заложники его взамен на свободу захваченных на спектакле: "Через Кобзона, который, как я считаю, в той ситуации выполнил до абсурда смелую работу, боевикам был предложен такой вариант: они отпускают женщин и детей и берут в заложники нас. Я полагал, что террористы, как "рыцари идеи", согласятся на это предложение. Но ошибся. Оказалось, что им нужна боль".
Напомним, теракт в Театре на Дубровке произошел 23 октября 2002г.: тогда несколько десятков террористов ворвались в здание и захватили в заложники 914 зрителей и участников мюзикла "Норд-Ост".
После безуспешных переговоров спецслужбы приняли решение о штурме. В результате атаки были уничтожены все террористы, в том числе и смертницы с "поясами шахида". Однако жертв избежать не удалось: теракт унес жизни 130 человек.