Медики из «Шарите» опубликовали научную статью о лечении Навального
Медики из берлинской клиники «Шарите» (Charite) опубликовали статью в научном журналe Lancet, в которой описывается лечение Алексея Навального. В статье описываются симптомы, зафиксированные у пациента, влияние антидота (атропина) на лечение и общая клиническая картина подобных случаев.
Медики указывают, что у Навального была диагностирована полная клиническая картина, характерная для отравления фосфорорганическими веществами, — брадикардия (замедленное сердцебиение), потливость, гиперсаливация (интенсивное выделение слюны), суженные зрачки. Эти симптомы были зафиксированы бригадой медиков, занимавшейся доставкой Навального на самолете в Берлин, и позволили поставить предварительный диагноз. Он подтвердился после того, как немецкие врачи выявили подавленность активности холинэстеразы в организме пациента.
Согласно данным авторов статьи, во время нахождения Навального в больнице Омска «терапевтические меры включали интубацию, искусственную вентиляцию легких и неуказанные препараты для контроля симптомов и нейропротекции». Навальному вводили пропофол — препарат, который используется для поддержания наркоза. Во время последующей транспортировки в Германию ему вводили также пропофол и фентанил. В Германии у Навального после анализов диагностировали «тяжелое ингибирование холинэстеразы», после чего начали специфическое лечение — инъекции атропина и обидоксима.
То, что Навальный сумел полностью восстановиться после отравления, полагают врачи, объясняется несколькими факторами. «Предположительно, решающими были интубация и искусственная вентиляция легких в течение двух-трех часов после появления симптомов и отсутствие предшествующей тяжелой гипоксии. Начало и продолжительность терапии атропином в течение первых двух дней остаются неясными», — говорится в статье.
Медики из «Шарите» отмечают, что, хотя омские медики не сообщали о том, что Навальному на первом этапе лечения вводился атропин (он считается эффективным антидотом при отравлениях фосфорорганическими веществами), в анализах мочи Навального обнаружили его следы. Медики подчеркивают, что это они «связали с предыдущим лечением, которое пациент проходил в реанимационном отделении в Омске перед медицинским переводом в Германию».
Ранее Навальный заявлял, что остался жив благодаря сотрудникам медслужбы аэропорта и медикам, приехавшим на вызов. «Сразу четко сказали: «Это токсическое отравление» — и зафигачили мне дозу атропина», — написал оппозиционер. Позднее он сделал аналогичное заявление в интервью журналисту Юрию Дудю. Главный токсиколог Омской области и Сибирского федерального округа Александр Сабаев опровергал, что атропин вводился Навальному врачами скорой помощи, но указывал, что препарат ему вкалывали «в отделении реанимации больницы скорой помощи № 1, но совершенно по другим показаниям и не в тех дозировках, которые необходимо применять в качестве антидота при отравлениях химпрепаратами».
Авторы статьи пишут, что вывод об отравлении Навального фосфорорганическими веществами был сделан на основании нескольких факторов. Среди них — ингибирование холинэстеразы, специфическое снижение нервно-мышечной активности. В статье указывается, что «единственным лабораторным параметром для подтверждения клинического диагноза отравления фосфорорганическими соединениями» являются тесты на активность фермента бутирилхолинэстеразы. Активность этого фермента у Навального при поступлении в «Шарите» была намного ниже нормы и стабилизировалась на 20-й день лечения.
Ингибиторы холинэстеразы — это вещества, замедляющие активность фермента холинэстеразы, играющего важную роль в функционировании нервной системы. К этому классу относятся соединения, чаще всего фосфорорганические, очень широкого спектра применения. Среди них есть природные яды, боевые отравляющие вещества (зарин, зоман, «Новичок»), инсектициды для уничтожения вредных насекомых, а также некоторые виды лекарств, например для лечения болезни Альцгеймера.
Токсичность этих веществ колеблется в широких пределах и зависит от пути поступления яда в организм и его концентрации. Доктор наук, врач-токсиколог Виктор Шилов заявил РБК, что у российских врачей есть большой опыт лечения отравлений ингибиторами холинэстеразы и симптоматика подобных случаев хорошо известна.
Но такого типа вещества трудно обнаружить, поскольку их концентрация в организме может быть очень небольшой, отмечает профессор кафедры биотехнологии и промышленной фармации московского Института тонких химических технологий им. М.В. Ломоносова — МТУ Александр Каплун. «Эти вещества очень токсичны, они очень легко проникают через кожу и нарушают связь между нервами и мышцами, приводят к остановке дыхания и другим неприятным последствиям», — пояснил он.
Врачи из омской больницы, где Навальный провел два дня перед отправкой в Германию, ранее заявляли о несогласии с диагнозом берлинских коллег. 6 ноября управление на транспорте МВД по Сибирскому федеральному округу в качестве возможных причин случившегося назвало нарушение углеводного обмена и сопутствующий хронический панкреатит.
Навальному стало плохо 20 августа во время перелета из Томска в Москву. Лайнер экстренно сел в Омске, где политика поместили в отделение токсико-реанимации городской больницы. Там он впал в кому, его состояние оценивалось как тяжелое. В ночь на 22 августа, после того как жена Навального Юлия обратилась к Владимиру Путину с просьбой разрешить вывезти ее мужа для лечения за границу, политика перевезли в Германию, поместив в клинику «Шарите». Ее специалисты после доставки Навального провели несколько исследований, которые указали на «интоксикацию веществом из группы активных ингредиентов ингибиторов холинэстеразы».
Правительство Германии сообщило, что военные токсикологи обнаружили в организме Навального следы яда, схожего с отравляющим веществом «Новичок». Позднее это подтвердили специалисты из Швеции и Франции. Врачи из омской больницы, где политик провел два дня перед отправкой в Германию, не согласились с выводами берлинских коллег. Об отсутствии отравляющих веществ в организме Навального до его отправки в Берлин говорил и пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков.
Навального выписали из клиники «Шарите» 19 сентября. В медицинском учреждении он провел больше месяца, 24 дня оппозиционер находился в реанимации. Его состояние сочли удовлетворительным для выписки, однако об отдельных последствиях отравления можно будет судить позже, заявили врачи. Навальный остался в Берлине для прохождения курса реабилитации.
14 декабря CNN, Bellingcat, The Insider и Spiegel опубликовали расследование, авторы которого заявили, что к отравлению Навального могли быть причастны сотрудники ФСБ. Российские власти опровергают причастность к отравлению Алексея Навального. В ФСБ назвали расследование подделкой и провокацией, которую нельзя осуществить без помощи иностранных спецслужб.
Президент Владимир Путин в ходе большой пресс-конференции назвал расследование «легализацией материалов американских спецслужб».