Создатель российской вакцины от COVID-19 объяснил ее быстрое появление
В России работа над вакциной от коронавируса началась в феврале, после того как Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) провела конференцию, на которой стало понятно, что мир столкнулся с большой проблемой. Об этом заявил замдиректора по научной работе (Национального исследовательского центра эпидемиологии и микробиологии имени Н.Ф.Гамалеи (НИЦЭМ) Денис Логунов в интервью Meduza.
Логунов возглавил группу разработчиков НИЦЭМ, которая занималась созданием российской вакцины. Ее клинические испытания начались 17 июня в Сеченовском университете и военном госпитале имени Бурденко. Всего в них приняли участие 76 человек. К 12 июля испытания на добровольцах завершились в Сеченовском университете, а через три дня — и в госпитале имени Бурденко. В НИЦЭМ указывали, что вторая фаза клинических испытаний вакцины почти завершилась. После этого ее должны зарегистрировать.
По его словам, на создание самой вакцины понадобилось всего 14 дней. Логунов пояснил, что к этому моменту исследователи уже три года готовили вакцину против вируса ближневосточного респираторного синдрома (MERS, его вспышка произошла в 2012–2013 году). Тогда они дошли до второй фазы клинических испытаний. «Когда появился другой коронавирус, ближайший собрат из группы бета-коронавирусов, у нас не было никаких сомнений, что и как делать. Творческих мук не было. Копипаст в буквальном смысле», — заметил Логунов.
На вопрос о том, когда российские ученые решили включиться в создание вакцины от нынешнего SARS-CoV-2, он ответил, что решение было принято еще в феврале (ВОЗ признала ситуацию с коронавирусом пандемией только в марте). «В январе еще никто толком не понимал, с чем мы имеем дело. В феврале я участвовал в конференции ВОЗ — тогда стало ясно, что мы имеем дело с серьезной проблемой», — отметил Логунов.
Он добавил, что не будет критиковать ВОЗ, «для этого есть другие люди». ВОЗ часто не получает объективную информацию и не является государственным органом, который может принять решение за всех, указал Логунов. При этом он заметил, что ее сотрудники делают «все, что могут», например, собирают различные комитеты (по клиническим и доклиническим испытаниям и прочему), чем могут пользоваться все страны. «ВОЗ, наверное, опаздывает по скорости — закрываем границы, не закрываем, — но это ведь такое политическое решение, которое стремительно не примешь», — заключил Логунов.
Первый заместитель министра обороны Руслан Цаликов 21 июля заявил, что первая российская вакцина от коронавируса уже готова. Такой вывод он сделал после того, как заявил, что специалисты Национального исследовательского центра подготовили окончательную оценку результатов испытаний вакцины. Через несколько часов после этого о завершении второй стадии испытаний сообщил и НИЦЭМ.