Накануне приговора: СМИ потеряли интерес к главным фигурантам "болотного дела"
В последние месяцы фиксируются одни из самых низких показателей упоминаемости дела о массовых беспорядках на Болотной площади 6 мая 2012г. в СМИ за два года. Об этом свидетельствует исследование «Медиалогии», сделанное по просьбе РБК. Несмотря на то, что сейчас идет судебный процесс по второй волне обвиняемых по «болотному делу», а в четверг 24 июля будет вынесен приговор «организаторам массовых беспорядков» Сергею Удальцову и Леониду Развозжаеву, для которых гособвинение запросило по 8 лет лишения свободы, внимание СМИ к процессам ослабевает.
Чаще всего словосочетание «болотное дело» упоминалось в федеральных интернет-СМИ – 15 тыс. 932 раза, реже всего – в федеральных печатных СМИ – 1105 раз. Пики упоминаний «болотного дела» в федеральных интернет-СМИ приходятся на апрель-май 2013г. и февраль 2014г. В прошлом году в мае прошел массовый митинг в защиту политзаключенных (от 8 тыс. до 50 тыс. человек), так называемое «дело двенадцати» было передано в суд, а также прошли новые обыски у членов «Левого фронта», которые премьер-министр Дмитрий Медведев назвал «совершенно тривиальной вещью». В феврале этого года суд вынес наказание восьмерым фигурантам «болотного дела» -- от условного срока до четырех лет колонии за участие в массовых беспорядках и применение насилия к сотрудникам полиции.
Федеральные информагентства «болотное дело» за два года упоминали 2747 раз, федеральное ТВ – 1532 раза, радио – 1322 раза.
Еще чаще в интернет-СМИ упоминались слова «массовые беспорядки» и «Болотная» в связке. Особенно активно в онлайне отреагировали на задержание новых фигурантов – активистов Алексея Гаскарова и Дмитрия Рукавишникова в апреле 2013г. – 1882 упоминания. Больше всех – 21 тыс. 930 раз – употребляли эти слова в своих заметках онлайн-издания. На втором месте – федеральные информагентства с 4116 упоминаниями. Примечательно, что интернет-СМИ за два года упомянули «массовые беспорядки» и «Болотную» 21 тыс. 930 раз, тогда как по телевидению эти слова звучали лишь 440 раз. Больше всего за прошедшие два года на телевидении говорили о деле во время первых многочисленных задержаний по нему в июне 2012г.
В целом всплески упоминаний во всех СМИ совпали с ключевыми моментами общего «болотного дела»: с первыми задержаниями, со смертью бежавшего от преследования в Нидерланды нацбола Александра Долматова, с новыми задержаниями, с амнистией и приговорами. В остальное время о деле писалось и говорилось в СМИ с переменной частотой. Прошлогодний опрос Левада-центра на тему «болотного дела» (сентябрь 2013г.) показал, что внимательно следили за ним при помощи СМИ и интернета только 2% опрошенных, наслышаны о нем были 26%. Большинство (47%) что-то слышали о деле, но не помнили его сути. Опрошенные РБК эксперты говорят, что освещение дела в СМИ не приводит к расширению поддержки фигурантов дела обществом.
Свой вклад в это внесла монополия государства на формирование общественного мнения, сказал в беседе с РБК эксперт Левада-центра Денис Волков. «Независимое информационное пространство все уже, выход на широкую общественность для независимых СМИ закрыт, а информационная политика государства становится все жестче», -- комментирует Волков. Также резонансность дела убавилась потому, что если в начале процесса общественное внимание к нему привлекали активисты и известные личности, велись информационные кампании в поддержку обвиняемых, то в последнее время этого не стало, отмечает эксперт. Кроме того, сыграла свою роль амнистия, объявленная в декабре прошлого года в честь 20-летия Конституции, говорит он. «Широкому читателю и зрителю после нее стало неясно, закончилось дело или нет, они запутались», -- считает социолог.
Интерес ко многим уголовным делам у СМИ и общества сиюминутный, говорит адвокат амнистированной фигурантки дела Марии Бароновой Сергей Бадамшин. «Наше общество отнеслось к «болотникам», как оно относится к инвалидам – словно бы раз они не обращают на это внимания, то с ними похожего не случится», -- рассуждает адвокат. Лакмусовой бумажкой отношения к делу стало все уменьшающееся число «группы поддержки» в зале суда, обращает внимание Бадамшин. «Если поначалу по инерции была какая-то активность и люди приходили, то постепенно вместе с многоразовыми переносами рассмотрения дела в разные суды их стало все меньше и меньше», -- рассказывает он. Помимо прочего, в общем деле много фигурантов, поэтому дело затянулось и продолжает затягиваться, и в нем отсутствует какой-либо «экшн», заключает Бадамшин.
Исследование охватывает период с 1 мая 2012г. по 22 июля 2014г. Система мониторинга СМИ «Медиалогия» изучила упоминания в СМИ следующих контекстов: «болотное дело», «массовые беспорядки + Болотная», «Болотная и Навальный», «Болотная и Удальцов». Исследовались публикации в федеральных информагентствах (РИА Новости, РБК, Росбалт, ИТАР-ТАСС, Прайм, Regnum), печатных СМИ («Коммерсант», «Независимая газета», «Новая газета», «Московский комсомолец» и др.), интернет-СМИ (Svoboda.org, Газета.Ru, Lenta.ru, Tvrain.ru, Slon.ru), а также сюжеты телеканалов («Первый канал», «Россия 1», НТВ, Рен ТВ, ТВ-Центр) и радио («Эхо Москвы», Коммерсант FM, «Голос России» и др.).
По просьбе РБК информационно-аналитическая система "Медиалогия" проанализировала, как часто за последние два года федеральные СМИ (6 информагентств, 5 телеканалов, 8 радиостанций, 44 печатных издания и 100 интернет-СМИ) использовали слова и словосочетания "болотное дело", "массовые беспорядки" и "Болотная", "Болотная" и "Навальный", "Болотная и Удальцов".
Фарида Рустамова