Petrobras на откате: к чему приведет коррупционный скандал в Бразилии
22 апреля крупнейшая в Бразилии нефтяная компания Petrobras, когда-то стоившая на рынке $300 млрд, с задержкой в два месяца обнародовала отчет за 2014 год. Нефтедобытчик был вынужден переоценить ряд своих активов, что обошлось ему в $14,8 млрд. Всего же за прошлый год чистый убыток Petrobras составил $7,17 млрд.
Среди главных причин — разразившийся в 2014 году коррупционный скандал, который последовательно набирал обороты. Убытки, связанные с коррупционным делом, составили $2 млрд.
Само расследование, получившее кодовое название «операция «Автомойка», началось чуть более года назад. Оно, в свою очередь, проистекало из другого следствия, начавшегося еще в 2008 году.
В 2013 году были арестованы директор подразделения Petrobras по переработке и сбыту в 2004–2012 годах Пауло Роберто Кошту, а также его сообщник Альберто Юссеф. Последний возглавлял контору по обмену валюты и подозревался в организации отмывания средств. Пойдя на сделку со следствием, Кошта рассказал о коррупционных практиках в Petrobras.
По словам бывшего сотрудника компании, Petrobras завышала стоимость контрактов для сторонних подрядчиков. В их числе оказались крупнейшие бразильские девелоперы. В обмен на подкуп высокопоставленных сотрудников Petrobras девелоперы (OAS, Camargo Correa, UTC Engenharia, Galvao Engenharia, Mendes Junior, Engevix) получали выгодные для себя контракты. Уже отдельно руководство этих предприятий было обвинено в создании картеля для завышения цен на стройках Petrobras.
Примерный масштаб «Автомойки» стал выясняться осенью прошлого года, когда полиция провела серию рейдов в шести бразильских штатах. Было заблокировано свыше $270 млн, принадлежащих лицам, заподозренным в коррупции. Первоначально были арестованы 18 человек. BBC News сообщала, что в операции принимали участие свыше 300 полицейских и 50 налоговиков. Большие ресурсы, направленные на «Автомойку», объясняются размахом преступной деятельности.
Осенью 2014 года следователи предполагали, что злоумышленники в результате «подозрительных» транзакций перевели $3,9 млрд. Всего «подозрительными» следствие посчитало контракты Petrobras на $22 млрд.
Двойное дно
Почти сразу же скандал вокруг Petrobras приобрел двойное измерение. С одной стороны, речь шла о «привычной» коррупции, просто ее масштабы для Бразилии и всего континента были значительны. С другой — возникал политический аспект. В скандале оказались замешаны политические союзники президента Дилмы Руссеф, а ее саму упрекали в халатности. Ведь именно она в 2003–2010-х годах возглавляла совет директоров Petrobras.
Коррупция в Petrobras стоила постов даже тем топ-менеджерам, кто не был в ней замешан. В феврале 2015 года президент компании Мария Силва Фостер (близкая подруга Руссеф) и пять других руководителей были вынуждены оставить свои посты.
Как отмечает Reuters, всего с марта прошлого года обвинения в коррупции, организации ценового сговора и отмывании средств были предъявлены 97 подозреваемым. Под подозрением полиции находятся 47 бывших и настоящих политических деятелей. За единственным исключением все они принадлежат к партиям правящей коалиции Руссеф.
Moody’s и Fitch зимой—весной 2015 года понизили рейтинги Petrobras, другой участник «большой тройки» — Standard & Poor’s — пока ограничился ухудшением прогноза по рейтингу компании, но пригрозил его снизить, если до конца апреля бразильская компания не представит аудированные финансовые результаты.
В конце прошлого года аудитор PricewaterhouseCoopers отказался заверять отчет Petrobras за третий квартал 2014 года. Для финансовых рынков это было равнозначно вотуму недоверия. Как для самой компании, так и для всей бразильской экономики это стало тревожным знаком.
Депозитарные расписки Petrobras размещены на Нью-Йоркской фондовой бирже (NYSE). В начале апреля 2015 года это позволило нескольким крупным американским инвесторам подать в суд на компанию, обвинив ее в завышении стоимости своих активов и вводе в заблуждение относительно внутренних правил финансового контроля.
Petrobras считается самой закредитованной публичной компанией в мире. Комментируя понижение кредитного рейтинга, Fitch указало, что оно затронет почти $50 млрд долговых обязательств Petrobras. По сведениям The Economist, в ковенантах облигаций общей суммой в $54 млрд было прописано раннее погашение в случае отсутствия аудированных результатов до конца апреля. Общая задолженность Petrobras на конец марта достигала около $130 млрд.
В 2010 году компания провела крупнейшее в истории размещение акций, продав глобальным инвесторам бумаги на $70 млрд. Главным акционером нефтяной компании является государство. Именно оно больше всех проиграло из-за недостатков внутреннего надзора Petrobras. Государству принадлежит 60,5% обыкновенных голосующих акций компании. Биржевая стоимость Petrobras с 2008 по 2015 год снизилась почти в шесть раз, с $310 (на пике) до $56,7 млрд на вечер четверга.
Скандал в Petrobras уже сказывается на всем бразильском бизнесе. Операция «Автомойка» затронула третий по величине бразильский банк Caixa Econômica, который является крупнейшей в стране ипотечной организацией. Сейчас он находится под контролем государства, но в ближайшее время будет приватизирован. The Wall Street Journal предположила, что IPO банка будет «затруднено», но состоится.
Дело Petrobras в цифрах
97 подозреваемым предъявлены формальные обвинения в коррупции и отмывании денег
47 дел политиков расследуется полицией. За единственным исключением все они состоят в правящей коалиции президента Дилмы Руссеф
$200 млн получил казначей Трудовой партии Жоан Ваккари в виде незаконных денежных переводов
$56,7 млрд составляла капитализация Petrobras на 23 апреля
$310 млрд достигала стоимость Petrobras в 2008 году
$7,8 млрд чистой прибыли получила Petrobras в 2013 году
$25 млрд составят инвестиции Petrobras в 2016 году
Политическая мойка
Кошта рассказал, что незаконные схемы предусматривали перевод 3% от перемещаемых преступным образом средств политикам, в том числе Трудовой партии президента Руссеф. Незадолго до президентских выборов 2014 года, в сентябре, бывший топ-менеджер рассказал о роли высших чиновников страны в коррупционном скандале вокруг госкомпании. Тогда на результат выборов это не повлияло, но в начале марта 2015 года верховный суд страны одобрил расследование по делу Petrobras в отношении 54 ведущих представителей истеблишмента, среди которых есть ближайшие соратники Руссеф. Среди них особо выделяется Жоан Ваккари, казначей Трудовой партии. Он был арестован в середине апреля по обвинению в отмывании денег. Бывший высокопоставленный сотрудник Petrobras Педро Барушко в конце прошлого года в рамках признательных показаний заявил, что Ваккари с 2003 по 2013 год незаконным образом получил около $200 млн для Трудовой партии. Правда, сама организация, как и Ваккари, настаивает на его невиновности.
На фоне падающего курса валюты и торможения экономики и социальных программ коррупция в Petrobras и красочные показания обвиняемых об их богатой жизни вызвали многомиллионные протесты бразильцев, требующих отставки президента.
Тесная связь правящей партии с корпорацией Petrobras оказывает негативное влияние на рейтинги президента Руссеф, которая до своего избрания была членом совета директоров компании. Падение рейтингов фиксируют социологи Datafolha, аналитического центра, входящего в медиаконцерн Grupo Folha. Так, в начале февраля 2015 года 23% опрошенных одобряли действия президента, а 44% жителей выражали ей свое недоверие. В середине марта по стране прокатилась волна протестов, связанных с коррупционным скандалом Petrobras. После этого рейтинг Руссеф, по версии Datafolha, упал еще ниже: лишь 13% граждан называли ее политику «хорошей» и «отличной», тогда как 62% считали правительство «плохим» или «ужасным». Это самый низкий уровень одобрения президента в истории Бразилии с 1992 года.
Кто под подозрением
По данным Би-би-си, в списке чиновников, которых генеральная прокуратура обвиняет в коррупции, находятся председатели обеих палат парламента, несколько депутатов и сенаторов, экс-министр энергетики Эдисон Лобан и бывший президент Бразилии Фернанду Колор ди Мелу. Именно он считается одним из самых непопулярных лидеров в истории страны, с чьим рейтингом сейчас сравнивают уровень поддержки Дилмы Руссеф. Колор ди Мелу ушел с поста президента в 1992 году в результате импичмента из-за обвинений в коррупции и многомиллионных протестов населения. Последние восемь лет он являлся сенатором от штата Алагоас.
Кроме того, в начале апреля The Wall Street Journal сообщила, что бразильская прокуратура заинтересовалась связями Petrobras с миндравом страны и Caixa Economica. Стоимость контрактов банка и министерства с Petrobras была завышена на 10%, которые «осели» в карманах политиков и топ-менеджеров нефтяного концерна. После новостей о таком расширении следственных действий по стране прокатилась очередная волна пикетов численностью немногим меньше, чем в марте.
Историческая параллель
По своему размаху и резонансу проводимая бразильской прокуратурой операция «Автомойка» деталями напоминает операцию «Чистые руки», которую итальянские правоохранители проводили в середине 1990-х. Скандал начался в феврале 1992 года с ареста миланского чиновника Марио Кьеза за получение взяток от бизнесменов. Соратники Кьезы по Социалистической партии публично открестились от него, и тот, подобно топ-менеджеру Petrobras Пауло Косте, в ответ стал давать показания на своих однопартийцев. Как и в Бразилии, скандал начался за несколько месяцев до всеобщих выборов и также не повлиял на их исход.
Уже к осени 1992 года расследование коснулось всей верхушки Социалистической партии, а в начале следующего года следователи начали проверку функционеров других партий на коррупционные действия. Параллельно открылось следствие против руководства концернов Eni, Fiat и других корпораций. В начале 1994 года премьер-министром стал миланский бизнесмен Сильвио Берлускони, который способствовал декриминализации коррупции и всячески препятствовал следствию. Через год под угрозой вотума недоверия он вынужден был подать в отставку.
Всего за годы операции под следствием оказалось около 5 тыс. чиновников и бизнесменов, 1,5 тыс. из них были арестованы. По всей стране было распущено свыше 400 городских советов, пораженных массовой коррупцией, половина действующих депутатов парламента оказались фигурантами антикоррупционного расследования. Кроме того, в разгар операции в стране прошло несколько референдумов, которые полностью изменили политическую систему Италии. Провалив выборы, пронизанная коррупцией Социалистическая партия самоликвидировалась в конце 1994 года.