Один из лидеров националистической банды БОРН опроверг кураторство Кремля
В понедельник в суде по делу Боевой организации русских националистов давал показания идеолог этой националистической группировки, публицист Илья Горячев и один из обвиняемых Михаил Волков. По этому делу на скамье подсудимых в Московском областном суде еще трое человек – Максим Баклагин, Вячеслав Исаев и Юрий Тихомиров. Следствие считает их виновными в семи убийствах и двух покушениях на убийство. Одной из их жертв обвинение считает судью Мосгорсуда Эдуарда Чувашова. Вину молодые люди признают, но отрицают, что входили в экстремистскую группировку.
Бывшие лучшие друзья
В суде Горячев выступал в качестве свидетеля, его уголовное дело выделено в отдельное производство. Молодой человек был задержан в мае 2013 года в Сербии и через полгода экстрадирован в Россию. Его защищает адвокат Николай Полозов.
Взъерошенный, в шерстяном пальто и очках, он заявил, что никого из фигурантов дела он до этого не видел, а их фамилии узнал из обвинения. Про организацию БОРН Горячев также сообщил, что слышал из новостей и никогда не был ее лидером. Дальнейшие вопросы строились вокруг показаний Никиты Тихонова и Евгении Хасис, убийц правозащитника Станислава Маркелова и журналистки Анастасии Бабуровой. В ноябре на допросе в суде они назвали Горячева идеологом националистической банды и рассказали о его связях с «кураторами» из Кремля.
Горячев рассказывал, что с националистом Никитой Тихоновым они были друзьями. По его словам, с Тихоновым он познакомился еще в 2000 году, когда еще был студентом. «Мы оба учились на исторических факультетах, только в разных вузах. Нас сближало образование и общие интересы», – рассказывал Горячев. После этого они вместе стали издавать националистический журнал «Русский образ», но в 2004 году Тихонов «отошел от дел», а сам Горячев создал на базе журнала общественно-политическое движение. Хасис же, уверял свидетель, видел всего несколько раз.
«Были ли вы знакомы с Леонидом Симуниным?» – задал вопрос адвокат Волкова Денис Зацепин. Хасис заявила в суде, что Симунин курировал Горячева и «Русский образ» от лица администрации президента и выделял им «крошки» из денег, отведенных на финансирование молодежной политики. «Мне неизвестно доподлинно, знал ли обо всем этом [в 1999–2008 годах замруководителя АП Владислав] Сурков. Но мне известно, что Леонид Симунин, являвшийся представителем Суркова, говорил фразы вроде «я посоветовался с руководством», «руководство не рекомендовало», – рассказывала Хасис. По официальным данным, Симунин в середине 2000-х возглавлял люберецкую ячейку прокремлевского движения «Местные» и никогда не работал в Кремле.
Хасис и Тихонов утверждали, что БОРН создал именно Горячев после того, как ему не удалось официально зарегистрировать националистическую партию. Целью новой группировки, по их словам, было создать террористическое крыло для разжигания конфликтов в обществе и оказания давления на власть.
«Вопрос снят», – прервал ответ судья Александр Козлов. По его мнению, это не относилось к предъявленному обвинению.
«Знакомы ли вы с Владиславом Сурковым?» – продолжил задавать вопросы адвокат Зацепин.
«Нет, не знаком», – ответил Горячев.
«Получали ли от кого-либо финансирование «Русского образа?» – спросил защитник.
«Нет», – отрицал Горячев. Он заявил, что Тихонов и Хасис его оговаривают, так как сами они были задержаны после его показаний весной 2010 года.
В 2011 году Тихонов был приговорен к пожизненному лишению свободы, а Хасис – к 18 годам колонии за убийство Маркелова и Бабуровой. В сентябре 2014 года Мосгорсуд признал Тихонова виновным также в причастности к убийствам антифашистов Ивана Хуторского, Федора Филатова, Ильи Джапаридзе, а также в убийстве уроженца Таджикистана Салахедина Азизова.
Самосуд
Первым в суде в понедельник со своими показаниями выступил Максим Волков, по показаниям Тихонова – лидер другой группировки, неонацистской «ОБ-88». Бритоголовый молодой человек, в 2002 году признанный виновным в организации погрома на Царицынском рынке в Москве, жертвами которого стали трое человек, уверял присяжных, что два убийства он совершил из-за желания восстановить справедливость. Убитые им Федор Филатов и Расул Халилов сами состояли в преступных группировках и занимались тем, что избивали невиновных и совершали «акты уличного насилия», настаивал он. При этом оба преступления, утверждал Волков, организовал Тихонов, он же достал оружие, узнал места жительства жертв и выбрал время и место. С Тихоновым его объединяло «давнее и древнее приятельство».
Антифашиста Филатова, утверждал Волков, они с Тихоновым хотели только проучить: «Об убийстве Филатова речи не шло, конкретного плана нападения не обсуждалось». Рано утром 10 октября 2008 года они подкараулили его около подъезда дома, где жил погибший, и напали. Судмедэкспертиза позднее констатировала на теле антифашиста более 20 ножевых ранений. Волков рассказал, что пока Филатов умирал на асфальте, он и Тихонов меняли испачканную в крови одежду в 20 м от него за гаражами.
Убить Халилова, признался Волков, предложил он сам, так как прочел в интернете, что молодой человек входил в националистическую группировку выходцев с Северного Кавказа «Черные ястребы» и участвовал в уличных драках. Обвиняемый рассказал, что 3 сентября 2009 года Тихонов дал ему пистолет и сообщил, где живет потерпевший. Волков также подкараулил Халилова около дома и расстрелял из пистолета.
«Я воспринимал это как самосуд, возмездие за преступление, попытку защитить город и простых граждан», – оправдывался Волков. Он стал третьим обвиняемым, допрошенным судом, до этого с речами выступали Исаев и Баклагин. Судебный процесс по делу БОРН движется к завершению. Но проблемой может стать нехватка присяжных заседателей – сейчас в коллегии не осталось ни одного запасного.