Верховный суд отказался отправлять в колонию за преступления по бедности
Верховный суд России (ВС) выступил против «автоматического» лишения свободы преступников, которые совершили нетяжкие преступления. Об этом говорится в определении судебной коллегии по уголовным делам, передает Российское агентство правовой и судебной информации (РАПСИ).
Суды нижней инстанции должны всесторонне рассматривать такие дела, не ссылаться формально на общественную опасность содеянного, а обосновать ее и законно решить, почему в данном случае нельзя назначить осужденному наказание без изоляции его от общества, указал Верховный суд.
Суд рассмотрел жалобу на приговор жителю Ростовской области, которого отправили на три года в колонию за контрабанду сигарет. Обвиненный незаконно перевез их из Украины на лодке. Защита попросила заменить срок на условный, отметив тяжелое материальное положение мужчины: больные дети, престарелые родители на иждивении, неработающая супруга. Зарплата самого мужчины в месяц составляла всего 8 тыс. руб.
На первом допросе задержанный раскаялся, признал вину и рассказал, что заработать на контрабанде предложил незнакомый человек, которому он пожаловался на свои материальные трудности. Ранее мужчина систематически не занимался контрабандой.
Его адвокат указал, что контрабанда относится к преступлениям в сфере экономической деятельности и вред в результате не причинен.
Суд, отправивший мужчину в колонию, тем не менее посчитал, что без изоляции от общества подозреваемый не сможет исправиться, кроме того, условное отбытие наказания не будет соответствовать степени общественной опасности содеянного. Однако Верховный суд не согласился с этими доводами. «Указанное решение суда не основано на обстоятельствах совершенного (обвиняемым) преступления и данных о личности осужденного. <...> Вывод суда о невозможности исправления осужденного без реального лишения свободы нельзя признать законным и обоснованным», — указал ВС.
Учтя все смягчающие обстоятельства, в том числе то, что мужчина совершил «преступление, обусловленное затруднительным материальным положением», ВС заменил срок на условный.
В начале августа Росстат отчитался о снижении уровня бедности россиян. Во втором квартале доля граждан с доходами ниже прожиточного минимума составила 12,1%, что более чем на 2% меньше, чем в начале года. Минтруд объяснил снижение бедности «стабилизацией ситуации на рынке труда» и «постепенным восстановлением деловой активности». Росстат также видит причину в введении «более жестких критериев назначения материальных выплат».
С начала 2021 года Росстат рассчитывает прожиточный минимум по-новому: если раньше он формировался ежеквартально на основе стоимостной оценки потребительской корзины, то теперь его величина устанавливается на календарный год и определяется в размере 44,2% от значения медианы среднедушевого дохода за год, предшествующий прошлому отчетному периоду. Эти изменения не позволяют корректно сравнивать численность населения с доходами ниже прожиточного минимума в 2021 году с предыдущими периодами.