Москалькова назвала нечестной игрой принуждение сотрудников к вакцинации
Аппарат уполномоченного по правам человека получает много сообщений о том, что руководство принуждает работников организаций вакцинироваться от коронавируса, при этом угрожая им наказанием, сообщила омбудсмен Татьяна Москалькова в эфире радиостанции «Вести FM». По ее словам, несмотря на то, что идея вакцинации — правильная, такое стимулирование нечестно.
«Я считаю, что такое стимулирование прививки — это нечестная игра, нечестная акция. Конечно, идея сама по себе правильная — оградить общество. А механизмы, которыми она реализуется сегодня, порождают массовый психоз, боязнь людей принуждения, но самое главное — непонятно, почему должны дискриминироваться те, кто не пойдет на прививку, потому что у них есть антитела — они переболели — или они не могут по медицинским показаниям?» — сказала Москалькова.
Она подчеркнула, что идея массовой вакцинации населения в этой части не доведена до конца. «Да, действительно, есть категории людей, которые не могут вакцинироваться, но вы дайте им гарантии, какие-то преференции, — сказала уполномоченный по правам человека. — Тогда пусть эти люди уйдут на больничный с оплатой, в долгосрочный отпуск за счет работодателя или какие-то другие преференции, которые не заставляли бы человека чувствовать себя ущемленным по не зависящим от него причинам».
По мнению Москальковой, угрозы по отношению к тем, кто не может вакцинироваться, могут рассматриваться как нарушение прав человека.
Она уточнила, что, например, получила сообщения о том, что к вакцинации принуждают в компании «Норильский никель». «Вот, например, пишут, компания «Норильский никель»: всем работникам сказали, если не будут прививаться, не пойдут никогда в летний отпуск и пусть забудут про премии. И вот таких огромное количество сообщений: уволят, премию не дадут», — отметила она.
В «Норильском никеле» РБК сообщили, что активно агитируют сотрудников вакцинироваться, но никого не принуждают. «Компания ведет активную агитацию среди сотрудников по вакцинации, как и везде по стране. В том числе агитируют личным примером руководители. О случаях принуждения сотрудников нам не известно. Официальная позиция компании: человек должен самостоятельно принять решение», — говорится в сообщении пресс-службы компании.
Москалькова также прокомментировала вопрос о том, что делать с людьми, которые не имеют противопоказаний для вакцинации, но не хотят делать прививку из личных соображений. «Это экстремальная ситуация. На этот счет есть международные пакты, нормы, которые говорят, что общественный интерес должен быть выше личного в этих экстремальных условиях выживания всего общества, — пояснила Москалькова. — Поэтому если государство позаботилось, чтобы оградить других людей, общающихся с индивидуумом, который должен быть привит, <...> наверное этому человеку надо определиться и сделать выбор в своей жизни: либо ты принимаешь эти условия, либо ты переходишь на другую работу».
При этом, подчеркнула она, государство должно помочь найти другую работу, оно не может уволить человека потому, что он не согласился с правилами вакцинации.
С прошлой недели регионы России начали вводить обязательную вакцинацию от коронавируса для некоторых групп работников. Об этом объявили уже более десяти регионов, в том числе Москва, Московская область, Ленинградская область. Под распоряжения глав регионов попали работники сфер общепита, торговли, образования, ЖКХ, культуры, здравоохранения и других.
При этом медики считают, что принудительная вакцинация может изменить отношение граждан к прививкам от COVID-19 в отрицательную сторону. Так ответили 45,4% врачей, опрошенных в ходе исследования в приложении «Справочник врача» (сервис для медиков, более 450 тыс. пользователей). Лишь 17,6% респондентов считают, что кампания изменит их отношение к вакцинации в лучшую сторону и положительно скажется на вакцинации.