Суд дал до семи лет колонии обвиняемым по делу петербургской «Сети»
Второй Западный окружной военный суд приговорил левых активистов Виктора Филинкова и Юлия Бояршинова к семи и пяти с половиной годам колонии общего режима по делу так называемой петербургской ячейки сообщества «Сеть» (запрещено в России). Такое решение приняла тройка судей под председательством Романа Муранова, сообщил РБК адвокат Филинкова Виталий Черкасов.
ФСБ и гособвинение считают, что 25-летний программист Филинков и 28-летний промышленный альпинист Бояршинов совершили преступление по ч.2 ст. 205.4 УК РФ (участие в террористическом сообществе), возглавив местные организации «Сети» — «Марсово поле» и «Иордан». Бояршинову дополнительно вменяется незаконный оборот взрывчатки (ст. 222.1 УК). Третьим активным участником петербургской «Сети» ФСБ считала Игоря Шишкина, который признал вину и уже получил в особом порядке 3,5 года колонии.
Дело Филинкова и Бояршинова слушалось в рамках выездного заседания в Петербурге более года, слушания надолго прерывались для проведения экспертиз, а также в связи с ограничениями, введенными из-за коронавируса.
Гособвинитель Александр Василенко просил назначить Филинкову и Бояршинову девять и шесть лет колонии соответственно. В ходе прений сторон он заявлял, что участие в «Сети» «предполагало создание межрегиональных боевых групп с целью захвата власти», писала «Медиазона». Прокурор заявлял, что члены группы покупали огнестрельное оружие и дымный порох, оттачивали навыки их использования, а также осваивали «практические приемы захвата зданий» с целью насильственного изменения конституционного строя. Основное доказательство вины Филинкова и Бояршинова — данные на следствии показания других участников «Сети», фигурантов «пензенского» дела, которые потом заявляли о пытках, — Армана Сагынбаева, Дмитрия Пчелинцева и Ильи Шакурского, а также Егора Зорина, с задержания которого началось дело «Сети». У Зорина силовики нашли наркотики, но освободили после явки с повинной об участии в террористическом сообществе.
Виктор Филинков не признает вину. Он и его защита заявляли, что активист подвергался избиениям и пыткам, в том числе электрошокером (следствие и прокуратура не стали проверять его жалобы). Бояршинов также сообщал об избиениях и давлении, однако впоследствии дал признательные показания, от которых не отказался в суде. По словам Бояршинова, он и его соратники решили овладеть навыками самообороны из-за угрозы переворота в России по украинскому сценарию, активное участие в котором могли принять ультраправые. Впоследствии с петербургскими анархистами, по словам Бояршинова, связались члены пензенской «Сети», которые тоже интересовались самообороной, они «показали документ, который они называли «Свод», и предложили наладить взаимодействие.
«Девять запрошенных лет — наверное, это признак какого-то уважения к тому, что я делал», — заявил Филинков в своем последнем слове. Говоря о признавших вину бывших соратниках, Бояршинове и Шишкине, Филинков отметил: «Они действовали прагматично. Они не верят, что возможен какой-то другой исход. Я их понимаю».
Пензенская «Сеть»
Дело «Сети» было возбуждено в октябре 2017 года, когда оперативники ФСБ начали задерживать в Пензе и Санкт-Петербурге сторонников анархистских движений. Следствие сочло, что они образуют «межрегиональное террористическое сообщество под условным наименованием «Сеть», целью которого является «насильственное изменение конституционного строя», «дестабилизация политической обстановки в стране», «раскачка народных масс» и вооруженный захват власти. По версии ФСБ, анархисты намеревались совершить атаки во время президентских выборов и чемпионата мира по футболу, организовать нападения на органы власти, военкоматы и отделения «Единой России». Основателями «Сети» ФСБ считала пензенца Дмитрия Пчелинцева и «неустановленное лицо под псевдонимом Тимофей». Подготовку к мятежу они начали в 2014 году, утверждалось в материалах дела.
Пензенские активисты «Сети», большинство из которых также сообщили о пытках, уже получили длительные сроки заключения: от шести до 18 лет; самый большой срок получил Пчелинцев. До приговора в защиту фигурантов дела «Сети» высказывались многие общественные деятели и правозащитники, в том числе телеведущий Владимир Познер, издатель Ирина Прохорова, руководитель Левада-центра Лев Гудков, предприниматель Дмитрий Зимин, экономист Сергей Алексашенко, члены Совета по правам человека. Однако по-настоящему широкая общественная кампания в поддержку обвиняемых началась после того, как они были осуждены.
Вскоре после приговора, в феврале, Meduza рассказала о предполагаемом убийстве в 2018 году двух приятелей членов пензенской «Сети» — Екатерины Левченко и Артема Дорофеева. О вероятных обстоятельствах убийства рассказал скрывшийся на Украине знакомый обвиняемых по делу «Сети» Алексей Полтавец: по его словам, решение об устранении Левченко и Дорофеева принималось коллективно, а стоял за ним Дмитрий Пчелинцев, при этом непосредственными исполнителями были сам Полтавец и осужденный по делу «Сети» Максим Иванкин. Впоследствии бывшая девушка Полтавца рассказала «Медиазоне» и «7х7», что ранее Полтавец рассказывал ей другую версию тех же событий, согласно которой он самостоятельно убил и Дорофеева и Левченко.
Осужденные пензенские члены «Сети» давали в СК объяснения по делу об убийствах, но в итоге не являются подозреваемыми или обвиняемыми.