Государство не сможет провести пенсионную реформу без бизнеса
"Нужно говорить о том, что в 2002г. было принято принципиальное решение о переходе от распределительной – бисмарковской еще модели пенсионной системы (когда работающие поколения платят за тех, что уже не могут трудиться) к смешанной – распределительно-накопительной системе", – напоминает идеологию реформы в эфире РБК-ТВ в программе "Капитал" председатель совета Национальной ассоциации пенсионных фондов Константин Угрюмов.
Распределительная модель не отвечает структуре стареющих европейских наций, не скрывают эксперты. К примеру, если в 1960-х гг. на 1 пенсионера в СССР приходилось 10 работающих, то сегодня, по разным данным, 1,28-1,6, а к 2030г. на 1 пенсионера в РФ будет приходиться 1 работающий, прогнозируют демографы.
Учитывая тот факт, что Россия не может похвастаться продолжительностью жизни, увеличение пенсионного возраста или ставки Единого социального налога (ЕСН) не станут решением проблемы. Поэтому идеологи реформы обычно апеллируют к чилийскому опыту. При А.Пиночете граждане были обязаны перевести средства в частные фонды в приказном порядке, после чего пенсии порой не платились 10 лет.
Как бы то ни было, в России реформа как будто застряла на полпути: хотя созданы все условия для деятельности частных пенсионных фондов, 90% граждан предпочитают управление ВЭБ, демонстрирующего доходность ниже уровня инфляции.
"Нужен какой-то стимул для человека, – считает директор управления "ВТБ управление активами" Сергей Лукин. – Для того, чтобы расшевелить ленивых молчунов, задумывается система добровольного софинансирования, в которой участвует не только застрахованное лицо, но еще государство и работодатель".
Российское правительство намерено прибегнуть к "методу пряника". Законопроект, предполагающий софинансирование пенсионных накоплений граждан, уже прошел 2 чтения в Госдуме. Третье пройдет в ближайшее время, и предполагается, что закон вступит в силу с 1 октября 2008г. Напомним, государство в течение 5 лет на каждый внесенный гражданином в свои добровольные накопления рубль свыше 2 тысяч добавит еще один. Максимальный размер государственного софинансирования – 12 тысяч рублей.
"Основная задача системы - не увеличить размер этих накоплений, а дать понять нашим гражданам, что государство честно признает, что оно на длительном промежутке времени не сможет за счет только государственных средств и налогов обеспечить достойный уровень пенсионного обеспечения, – говорит в заключении программы "Капитал" на РБК-ТВ К.Угрюмов. – Конечно, государство обязано нести определенные социальные функции, но ни одно государство не несет эту нагрузку в одиночку".
Но в успешности предложенного "катализатора" для пенсионной реформы уже сомневаются другие эксперты. "Исследования показывают, что число участников будет умеренным, – говорит руководитель экономической экспертной группы Евсей Гурвич. – Даже если бы оно было существенным, это не решило бы наших проблем. Лишь чуточку смягчит ситуацию, но не изменит общую тенденцию падения коэффициента замещения… Нужны более решительные меры. Государство, я думаю, должно не только обеспечивать софинансирование за счет Фонда национального благосостояния, но должно разрабатывать льготные налоговые схемы для пенсионных отчислений работодателей".
С этим соглашается и вице-президент НПФ "Газфонд" Дмитрий Коншин: "Нужно дать бизнесу возможность самостоятельно, в заинтересованном режиме выплачивать эти взносы". Таким образом, для реализации чилийского пути в мягкой форме необходимо повышение и легализация зарплат, чтобы граждане задумывались о пенсионных накоплениях, а также налоговые стимулы для работодателей, – согласны эксперты.
Сегодня уже более 6 млн работающих в России вместе со своим работодателем формируют пенсионные накопления в негосударственных пенсионных фондах. А более 1 млн уже получают негосударственную пенсию. И для них, по словам К.Угрюмова, коэффициент замещения (пенсией – зарплаты) уже превышает 40%: из базовой пенсии, формирующейся за счет ЕСН + страховой и накопительной частей из собственных взносов в негосударственный пенсионный фонд.
Отметим, что альтернативой для добровольной накопительной системы могло бы стать расширение полномочий ВЭБ по управлению средствами ПФР – сегодня ВЭБ обязуется инвестировать только в те ценные бумаги, которые эмитированы государством, или обеспечены его гарантией (ипотечные облигации). В руководстве ВЭБ, ПФР, Минфина, МЭРТ не раз предлагали избавиться от обязательных госгарантий по ипотечным облигациям.