Глава ВТБ пообещал заставить нервничать антидопинговых чиновников
«Я решил, что достаточно это терпеть, хотя ко многому уже в жизни привык. Я дал поручение своим юристам. Мы сейчас готовим иски. Против всех десятерых «пассажиров», которые подписали этот протокол комиссии, мы будем возбуждать иски. И будем судиться с ними, — заявил банкир в эфире телеканала «Россия 24» (цитата по ТАСС). — Сейчас изучаем, в какой юрисдикции это делать, потому что там есть граждане и Канады, и США, и стран Европы». Костин пообещал, что заставит членов независимой комиссии WADA «понервничать и отвечать за свои слова» и выразил мнение, что «так просто замарывать имя России, российских компаний не годится».
В 89-страничной второй части доклада независимой комиссии WADA, опубликованной 14 января, банку ВТБ уделено полтора абзаца. Основной текст документа рассказывает о том, как экс-президент IAAF Ламин Диак и его ближайшее окружение способствовали сокрытию фактов применения допинга группой российских топ-спортсменов. Авторы документа акцентируют внимание на двух крупных контрактах, подписанных IAAF и российскими компаниями ВГТРК и ВТБ в 2012 году, накануне чемпионата мира по легкой атлетике в Москве (прошел в августе 2013 года в «Лужниках»). Речь идет о контракте в $6 млн с ВГТРК, которая получила телеправа на показ соревнований, и о спонсорском контракте с ВТБ, стоимостью в $25 млн. «IAAF должна провести расследование юридической чистоты этих соглашений», — говорится в тексте доклада.
Позицию Костина РБК подтвердил и первый зампред правления банка ВТБ Василий Титов. «Если бы авторы доклада заявили, что в рамках антикоррупционного расследования надо провести экспертизу спонсорских договоров, заключенных руководством IAAF, то не было бы проблем, — рассказал РБК Титов. — Но они назвали конкретно ВТБ и сделали это во вполне определенном контексте. Мы считаем, что тем самым банку был нанесен репутационный ущерб, и наши юристы уже начали работу над обращением в судебную инстанцию».
По словам Титова, любые намеки на то, что спонсорский контракт между ВТБ и IAAF каким-либо образом связан с коррупционными схемами, в которых обвиняют руководство федерации, безосновательны. «Контракт, заключенный ВТБ с IAAF, о котором упомянуто в докладе, является продолжением действовавшего до этого соглашения банка с международной федерацией, заключенного еще в 2007 году, когда никаких скандалов еще не было, — отмечает Титов. — При этом ВТБ был одним из семи спонсоров IAAF наряду с такими компаниями, как Adidas, Canon, Toyota, Seiko, Sinopec и TDK, в адрес которых никто никаких подозрений не выказывает». По словам Титова, стоимость контракта была «абсолютно адекватной» и соответствовала размеру контрактов других спонсоров международной федерации. В рамках соглашения банк получал маркетинговые возможности во время соревнований, проводимых под эгидой IAAF по всему миру.
По данным IAAF крупнейший спонсорский контракт был заключен с производителем спортивной экипировки Adidas в 2008 году: за действующее до 2019 года соглашение немецкая компания должна перечислить IAAF $33 млн. Размеры контрактов с другими спонсорами не раскрывались. Контракт IAAF с ВТБ закончился в 2015 году и не был продлен. Титов говорит, что непродление контракта никак не связано с допинговым и коррупционным скандалом. «Его не планировалось продлевать изначально, — говорит он. — Наши соглашения с международными спортивными федерациями в те годы были связаны с реализацией программы нашей международной экспансии и были призваны повысить узнаваемость бренда за рубежом. В 2015 году мы приняли новую стратегию, в которой расширение экспансии не предусмотрено и необходимость в таких спонсорских договорах отпала».