Адвокаты заявили о риске 30 млн россиян лишиться состязательности в суде
Президент Федерального союза адвокатов России Алексей Галоганов и президент Гильдии российских адвокатов Гасан Мирзоев обратились с письмом (есть у РБК) к Владимиру Путину, в котором выразили обеспокоенность по поводу инициативы Минюста создать во всех регионах страны государственные юридические бюро, которые предполагается наделить функциями основного участника и координатора системы бесплатной юридической помощи граждан.
«В настоящее время, как и на протяжении многих лет, одним из основных институтов в системе оказания бесплатной юридической помощи в России является адвокатура, которая еще с XIX века по так называемому праву бедности оказывает юридическую помощь малоимущим слоям населения», — говорится в обращении.
Авторы письма считают, что посредством оказания адвокатами квалифицированной юридической помощи осуществляется защита прав, свобод и интересов граждан и организаций, обеспечивается доступ к правосудию, а также общественный надзор за соблюдением правовых норм, совершенствование законодательства и практики его применения, профилактика социальных конфликтов, правовое просвещение, гармонизация отношений между личностью, обществом и государством.
«Практика показывает, что адвокаты, руководствуясь положениями действующего закона об адвокатской деятельности и адвокатуре и используя сложившуюся за почти двадцать лет его действия инфраструктуру, финансируемую исключительно за счет их обязательных отчислений, успешно оказывают гражданам юридическую помощь как по назначению органов предварительного расследования и суда в уголовном судопроизводстве, так и по другим категориям дел в рамках созданной системы бесплатной юридической помощи», — отмечают Галоганов и Мирзоев.
По их мнению, основные, но не в полной мере разрешенные проблемы сферы оказания бесплатной юридической помощи состоят в:
- невысоком размере оплаты, финансируемой из средств регионального бюджета;
- нерешенности организационно-технических вопросов, связанных со сложной бюрократической процедурой доступа граждан к юридической помощи и пока еще низким уровнем правового информирования и просвещения граждан.
«Однако вместо реализации ряда уже разработанных юридическим сообществом и ранее поддержанных Министерством юстиции мер, направленных на разрешение этих проблем, им предпринимается очередная попытка создания наряду с существующей устойчивой самофинансируемой инфраструктурой адвокатуры «параллельных» государственных структур, занимающихся теми же вопросами, финансирование которых планируется полностью осуществлять за счет средств государственного бюджета», — заметили адвокаты.
Как отмечают Галоганов и Мирзоев, представленные Минюстом данные о том, что участие в системе бесплатной юридической помощи якобы неинтересно адвокатам, и о том, что система работает эффективно именно лишь в тех регионах, где созданы государственные юридические бюро, не являются полными и репрезентативными. «Эти данные, тем более при отсутствующей их всесторонней научно обоснованной интерпретации и широкого обсуждения в профессиональном сообществе, не свидетельствуют о неэффективности деятельности адвокатуры и незаинтересованности адвокатов в оказании такой помощи. Они не свидетельствуют и о том, что предложение о создании государственных юридических бюро обусловлено реальными потребностями граждан как получателей бесплатной юридической помощи», — говорится в письме.
Минюстом также предложено разработать для государственных юридических бюро стандарты оказания бесплатной юридической помощи, кодекс профессиональной этики, а также механизмы контроля за их исполнением, однако все эти правовые и организационные элементы уже давно созданы и нашли свое применение в деятельности адвокатского сообщества, подчеркнули авторы письма.
«Повсеместное создание государственных юридических бюро, кроме этого, вступает в противоречие с содержанием ранее разработанной Министерством юстиции и принципиально одобренной юридическим сообществом Концепции регулирования рынка профессиональной юридической помощи, одним из основных положений которой является объединение сообщества юридических консультантов на базе адвокатуры», — считают Галоганов и Мирзоев.
По мнению адвокатов, реализация данного проекта влечет за собой ряд проблем, среди которых:
- позиционирование государства в несвойственной ему роли юридического консультанта создаст как скрытый, так и явный конфликт интересов, состязательность в суде будет ликвидирована для как минимум 30 млн граждан, то есть каждого четвертого взрослого человека;
- создание государственных юридических бюро и их филиалов по всей стране потребует колоссальных, но при этом неоправданных бюджетных расходов;
- основная часть выделенных из бюджета средств будет расходоваться не на оплату труда по оказанию юридической помощи, а на администрирование (аренду помещений, транспорт, ведение бухгалтерии, контроль за занятостью сотрудников и др.);
- оказание юридической помощи по каждому конкретному случаю без внедрения возможностей искусственного интеллекта повлечет неоправданно высокий объем расходов на оплату труда лиц, предоставляющих эту помощь, а также будет препятствовать развитию современных цифровых технологий, при том что вопросы граждан в рамках оказания бесплатной юридической помощи однообразны, а ответы стандартны.
Как отметили Галоганов и Мирзоев, обусловленное созданием системы государственных юридических бюро бесплатное для граждан оказание юридической помощи, несомненно, повлечет «лавинообразный рост» обращений практически каждого из 30 млн граждан в суды, что приведет либо к коллапсу судебной системы, где уже сейчас рассматривается около 38 млн дел в год, либо к увеличению финансирования судебной системы минимум в два раза.
Также, по их мнению, традиционная адвокатура будет разрушена за счет оттока значительной части адвокатов, особенно в дальних регионах, в число служащих государственных юридических бюро, вследствие чего многие судебные участки окажутся без адвокатов, следовательно, проведение уголовных процессов в них станет невозможным.
«Таким образом, повсеместное создание государственных юридических бюро для целей оказания бесплатной юридической помощи является более затратным и сложным по сравнению с уже существующей и зарекомендовавшей себя с положительной стороны системой адвокатуры, в связи с чем имеются основания полагать, что рассматриваемое предложение Министерства юстиции является нецелесообразным как с экономической, так и с организационной точки зрения», — уверены Галоганов и Мирзоев.
Они предложили решить проблемы следующими путями:
- создать на платформе госуслуг чат-бот бесплатной юридической помощи, который позволит удовлетворить 75–80% всех поступающих обращений (с учетом того, что подавляющее число вопросов являются стандартными бытовыми проблемами, относящимися к сфере жилищно-коммунального хозяйства, социального обеспечения, пенсионного обеспечения);
- обеспечить стандартизацию подходов к регулированию платной юридической помощи, реализовать на практике идеи профессионализации судебного представительства и предоставить права ведения судебных дел адвокатам, юрисконсультам по делам своих работодателей и представителям государственных органов в пределах их компетенции;
- включить проект создания блока бесплатной юридической помощи в государственную программу «Цифровая экономика» и осуществить ее реализацию путем интеграции через госуслуги.
Источник РБК, близкий к Минюсту, комментируя это письмо, заявил, что руководство министерства неоднократно обсуждало с Федеральной палатой адвокатов вопросы повышения эффективности системы оказания бесплатной юридической помощи. «Адвокатское сообщество не проявляло интереса к этому проекту, прежде всего из-за низкой экономической составляющей. Работать по коммерческим делам намного выгодней, чем по линии бесплатной юридической помощи. Сейчас же адвокаты стали понимать, что под правовой проект с госюрбюро, вероятно, будет увеличено финансирование — вот и пытаются откатить назад», — сказал он.
По статистике Минюста, в 2020 году в государственной системе бесплатной юридической помощи участвовали 524 работника госюрбюро (26 регионов) и 10 739 адвокатов (77 регионов). При этом в прошлом году работниками госюрбюро помощь была оказана гражданам в 133 537 случаях, адвокатами — в 107 770 случаях.
В мае Путин поддержал предложение Минюста о создании сети государственных бюро бесплатной юридической помощи для малоимущих по всей стране. Глава государства отмечал, что оказание бесплатной юридической помощи в стране недостаточно развито. «У нас примерно 30 млн граждан имеют право на бесплатную юридическую помощь [от государства], а пользуются этим правом примерно 2%», — говорил президент.
Глава Минюста Константин Чуйченко тогда признал, что создаваемая с 2011 года система государственной бесплатной юридической помощи пока «недостаточно эффективно работает». Он отметил, что в прошлом году за ней обратились лишь 335 тыс. граждан.
Чуйченко напомнил, что по действующему закону система бесплатной юридической помощи малоимущим за счет государства формируется в каждом из регионов. «В 59 субъектах России основными участниками являются адвокаты, в восьми регионах — государственные юридические бюро, а в 18 регионах — и адвокаты, и госюрбюро», — сказал министр, уточнив, что участие адвокатов в оказании данного вида помощи является добровольным.
«И многим из них, к сожалению, просто неинтересна работа на данном направлении. Часто адвокаты не осваивают выделяемые средства, что связано со сложной системой отчетности, поэтому в ряде регионов, где нет государственных юридических бюро, элементарно не хватает рабочих рук», — сказал Чуйченко.
По его словам, система бесплатной юридической помощи лучше работает в тех регионах, где созданы государственные юридические бюро. «При том что госюрбюро работают только в 30% регионов (26 субъектов РФ), именно на них приходится основная масса всех случаев предоставления бесплатной юридической помощи. <…> Мы предлагаем сконцентрировать усилия на создании государственных юридических бюро во всех регионах», — заключил глава Минюста.