Присяжные поставят точку в деле фаната "Спартака" Е.Свиридова
На скамье подсудимых оказались уроженцы Дагестана: 20-летние Акай Акаев, Артур Арсибиев и Нариман Исмаилов, 19-летний Хасан Ибрагимов и 21-летний Рамазан Утарбиев, а также 27-летний уроженец Кабардино-Балкарии Аслан Черкесов. Именно А.Черкесова обвиняют в убийстве Е.Свиридова. Ему также инкриминируют ч.2 ст.213 (хулиганство), п."а" ч.2 ст.115 (умышленное причинение легкого вреда здоровью), ч.1 ст.161 (грабеж) УК РФ: в момент задержания у А.Черкесова нашли сумку одного из фанатов "Спартака".
Убийство было совершено в ночь на 6 декабря. С одной стороны в драке участвовали шестеро выходцев с Кавказа, с другой – футбольные фанаты Дмитрий Филатов, Сергей Гаспарян, Дмитрий Корнаков, Денис Петроченко и Егор Свиридов. Е.Свиридову выстрелили из травматического пистолета в затылок, его друг получил огнестрельное ранение в область живота, еще несколько человек отделались ушибами и ссадинами.
Спустя семь минут после нападения на место ЧП прибыл наряд милиции. Через 15 минут милиционеры задержали предполагаемых преступников и доставили их в ОВД "Головинский". По факту гибели Е.Свиридова было возбуждено уголовное дело, однако вечером 6 декабря пятеро задержанных были отпущены из отделения полиции (по некоторым данным, после вмешательства влиятельных представителей кавказской диаспоры), что вызвало возмущение в фан-движении Москвы: уже 7 декабря около 1 тыс. болельщиков перекрыли движение по Ленинградскому проспекту, протестуя против действий следователей.
8 декабря по постановлению суда А.Черкесов – единственный из группы напавших хулиганов – был арестован. 11 декабря на Манежной площади Москвы состоялось самое массовое выступление националистов в новейшей истории России, прошедшее под лозунгами: "Русские, вперед!", "За убийство ответят ваши дети", "Москва - не Кавказ". В акции приняли участие от 6 до 25 тыс. человек. На следующий день суд выдал санкцию на арест Х.Ибрагимова и Н.Исмаилова, а 13 декабря – А.Арсибиева.
Выступление националистов стало предметом обсуждения на самом высоком уровне: 21 декабря премьер-министр Владимир Путин и министр спорта Виталий Мутко провели встречу с представителями фан-движения, коснувшись и вопроса гибели Е.Свиридова.
В январе 2011г. полицейские арестовали пятого участника драки А.Акаева, скрывавшегося от следствия. Последний участник потасовки – Р.Утарбиев – был задержан в Махачкале только в марте 2011г. В июне расследование уголовного дела о драке на Кронштадтском бульваре было завершено, материалы дела переданы в суд.
Согласно версии следствия, инициаторами драки выступили уроженцы кавказских республик, а фанаты не выкрикивали националистических лозунгов, как заявляли обвиняемые. Потасовка возникла на пустом месте и объясняется "разницей в культурах поведения". Фанаты "Спартака" не могли оказать реального сопротивления нападавшим, так как находились в состоянии сильного алкогольного опьянения.
По словам защиты обвиняемых, драка на бульваре - "просто встреча пьяных русских и кавказцев". Как заявил адвокат Виталий Чечулин, процесс в суде "превратился в шоу". По его мнению, выходцы с Кавказа оборонялись от напавших на них фанатов. По словам матери главного обвиняемого А.Черкесова, ее сына пытались задушить, повалив на капот машины, и он вынужден был применить травматический пистолет.
В свою очередь потерпевшие по делу заявляют, что они стали жертвами жестокого нападения. В ходе слушаний в Мосгорсуде друг Е.Свиридова С.Гаспарян рассказал, что нападавшие действовали четко, не давали пострадавшим оказать сопротивление. Если кому-либо из фанатов удавалось подняться, злоумышленники тут же налетали снова по двое на одного и прыгали по головам, а также орудовали "розочкой" – отбитым горлышком бутылки. Нападавшие стреляли не только в Е.Свиридова, но и других участников драки. Это позволяет сделать вывод о том, что нападение могло быть спланировано заранее.
Против обвиняемых говорят и другие факты. В ходе слушаний прокурор напомнил, что некоторые подсудимые ранее привлекались к уголовной ответственности, а главный подозреваемый А.Черкесов применил пистолет в другой потасовке за несколько дней до трагического инцидента на Кронштадтском бульваре.
Между тем прокурор Мария Семененко в ходе слушаний в Мосгорсуде заявила, что в адрес как минимум двух свидетелей со стороны обвинения поступают угрозы. Аналогичные заявления делали и присяжные. Кроме того, М.Семененко просила суд допросить одного из свидетелей по делу - Надежду Минчинскую - в условиях, исключающих визуальное наблюдение со стороны обвиняемых. Потерпевшие неоднократно жаловались на вызывающее поведение обвиняемых в зале суда.