Бизнесмены из списка Титова пожаловались Путину
Предприниматели добиваются отмены заочных арестов и гарантии, что при возвращении в Россию их не отправят в СИЗО. Решение вопроса затягивается, констатировали они в письме президенту России Владимиру Путину. Обращение (копия есть у РБК) было направлено в приемную главы государства 20 августа.
«В нашей ситуации ничего не изменилось», — заявили предприниматели в письме Путину. Обращение подписали восемь бизнесменов: Евгений Рыжов, Владимир Зюзин, Алексей Шматко, Азамат Кильдигушев, Евгений Петров, Леонид Кураев, Василий Дякун и Виктор Ламаш. Авторы жалобы президенту Алексей Шматко и Владимир Зюзин пояснили РБК, что рассчитывали, что их уголовные дела передадут из ведения следователей в регионах в центральный аппарат СК. Это, по их мнению, необходимо для объективного расследования.
При этом 23 июля стало известно о прекращении уголовного дела в отношении Петрова и изменении меры пресечения на не связанную с лишением свободы в отношении Кураева. Генпрокуратура согласилась отменить розыск Кураева.
Обратиться к Путину бизнесменов подтолкнули и угрозы адвокату Евгению Рыжову, рассказал РБК инициатор обращения, бизнесмен из Мурманска Владимир Зюзин. Рыжов заявил, что экс-глава СКР по Москве Александр Дрыманов вымогал у него взятку, обещая закрыть его уголовные дела. После огласки Рыжову и его семье, который скрывается в США, стали поступать угрозы.
«Вся ситуация нас пугает. Я, конечно же, боюсь за свою жизнь. Это письмо [Путину] — крик отчаяния и последний шанс, чтобы нами заинтересовались», — заявил Зюзин.
Предприниматели из списка Титова, по его словам, готовы вернуться в Россию «хоть завтра». «Но никто из правоохранительных органов с нами не связывался, — мы никому не нужны. Как чемодан Louis Vuitton с золотом, но без ручки, — нести тяжело и бросить жалко», — считает он.
Бизнесмены из списка Титова, по словам Зюзина, разделились на две группы. «Одним есть что скрывать, и они просят дать им второй шанс. Против других же незаконно возбудили уголовные дела, и мы добиваемся законного правосудия», — пояснил Зюзин.
РБК направил запросы в МВД и Генпрокуратуру с просьбой сообщить, реализовано ли это решение.
Как заявил РБК общественный уполномоченный при омбудсмене Александр Хуруджи, жалоба предпринимателей на бездействие «некорректна». «По каждому фигуранту списка найдено индивидуальное решение, и вскоре можно ожидать новых возвращений», — отметил он.
Проблемы каждого прорабатываются в ручном режиме с представителями силовых структур. «Каких-либо системных решений в связи с очень разной юридической природой их преследования пока не удается выработать. Это станет возможным после возвращения нескольких десятков человек и анализа проведенной работы во взаимодействии с Генпрокуратурой, МИДом и правоохранительными органами», — пояснил он. Промежуточные итоги работы правоохранительных органов «не видны», потому что не придаются огласке в СМИ в интересах самих же предпринимателей, указал Хуруджи.
Идея Титова предполагала, что россиянам, желающим вернуться на родину, заменят заочный арест на подписку о невыезде, а взамен заявители добровольно сдадутся органам и будут сотрудничать со следствием. В мае Путин поручил правоохранительным органам представить «согласованные решения» по всем фигурантам лондонского списка до 23 июня.
В конце июля Генпрокуратура согласилась отменить международный розыск нескольких участников списка. Такое решение принято в отношении экс-вице-губернатора Свердловской области Сергея Капчука, бывшего владельца холдинга «Авиачартер» Михаила Шаманова и московского юриста Дмитрия Панькова.
Уголовные дела ряда других бизнесменов из списка не предполагают ареста при добровольной явке к следователю. Это касается бывшего вице-президента «Роснефти» Анатолия Локтионова, гендиректора «Агро-Информа» Алексея Кузнецова, владельца СК «Славяне» Юрия Погибы.
В список бизнесменов, желающих вернуться в Россию, вошли 34 лица, скрывающихся в Великобритании, США, Испании, Греции и на Украине. Вернуться в Россию удалось Капчуку, гендиректору компании «Спецстройжилье-Групп» Эрнесту Киму и Андрею Каковкину из Ростова-на-Дону.