Что известно о гибели в СИЗО топ-менеджера «Роскосмоса»
Гибель Евдокимова
Исполнительный директор «Роскосмоса» Владимир Евдокимов был найден мертвым в туалете камеры СИЗО-5 на севере Москвы около 4 часов утра субботы,18 марта. О его гибели сообщили «Интерфаксу» член общественной наблюдательной комиссии (ОНК) в местах принудительного содержания Ева Меркачева и источник в правоохранительных органах столицы, при этом по версии последнего речь шла о суициде.
Через несколько часов информацию подтвердило следственное управление Следственного комитета России (СУ СКР) по Москве; в пресс-службе управления назвали произошедшее убийством. «При визуальном осмотре следователи обнаружили на теле потерпевшего два ножевых ранения в области грудной клетки и ранение в области шеи», — уточняли в СУ СКР. По факту гибели арестованного (его имени следователи в сообщении не называли) было возбуждено уголовное дело, допрашивались его сокамерники.
После гибели Евдокимова в столичном управлении Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН) начали служебную проверку, рассказал РБК пресс-секретарь ведомства. В «Роскосмосе» на новость отреагировали «с прискорбием», сообщалось на сайте госкорпорации. «Все наши мысли сегодня — с семьей Владимира и его детьми. Безусловно, будем настаивать на выяснении всех обстоятельств его гибели и всестороннем расследовании дела», — цитировала пресс-служба предприятия гендиректора Игоря Комарова. В России еще не убивали столь высокопоставленных сотрудников госкорпораций, каким был Евдокимов.
Вечером 18 марта источник «Интерфакса» сообщил о первых результатах работы криминалистов: предварительно они работали над сбором доказательств убийства Евдокимова, хотя «окончательный и точный вывод будет сделан по результатам экспертиз, в том числе судебно-медицинского исследования», — цитировало агентство собеседника в правоохранительных органах.
Дело о хищениях
В «Роскосмосе» Евдокимов отвечал за контроль качества и надежности; за время его работы количество дефектов снизилось на 21%, отчитывался в мае прошлого года сам Евдокимов. Ранее он работал в Объединенной ракетно-космической корпорации заместителем генерального директора; до этого девять лет отработал в руководстве ФГУП «Авиатехприемка». Более двадцати лет Евдокимов трудился на предприятиях атомной промышленности.
Евдокимов находился в изоляторе с начала декабря. Ему вменялось преступление десятилетней давности — мошенничество на 200 млн руб. с недвижимостью самолетостроительной корпорации «МиГ». По версии следствия, хищение он совершил вместе с бывшим генеральным директором ОАО «Вертолетная сервисная компания» Акимом Носковым, первым заместителем Носкова Андреем Алексеевым, бывшим директором ЗАО «Научно-технический центр» Александром Золиным и бывшим гендиректором ОАО «МиГ-Рост» Алексеем Озеровым.
«Фигуранты уголовного дела, действуя в составе организованной группы, в 2007–2009 годах через ряд подконтрольных им коммерческих организаций незаконно приобрели права на государственное имущество ОАО «Российская самолетостроительная корпорация «МиГ» стоимостью не менее 200 млн руб.», — заявляли в СКР. Озеров и Андреев преследовались еще и за другое преступление — мошеннический захват 2,2 га земли с расположенными на ней тремя зданиями в Москве на Ходынском поле. Государственную недвижимость они, по версии следствия, незаконно сдавали в аренду.
Версии
Вероятное убийство Евдокимова могло быть выгодно лицам, на которых исполнительный директор «Роскосмоса» мог дать показания, предполагал источник «Интерфакса» в правоохранительных органах. Похожую точку зрения высказывала в Facebook глава движения «Русь сидящая» Ольга Романова: по ее мнению, речь могла идти о «государевых людях», у которых был в деле Евдокимова «частный интерес». На статус интересантов может указывать то, что Евдокимов содержался в СИЗО-5 — в отличие от «Лефортово» или «Матросской Тишины», где сидят большинство высокопоставленных подследственных, в этом изоляторе у арестованных есть возможность пользоваться телефоном, отмечает Романова. В одном из разговоров Евдокимов мог пригрозить собеседникам, что даст на них показания, рассуждает Романова.
«Красный изолятор»
Причины гибели Евдокимова более прозаичны, убежден в беседе с РБК один из адвокатов по делу «Роскосмоса», Павел Зайцев (он представляет интересы Алексея Озерова). «Могу предположить, что это какой-то бытовой конфликт. Больше пока ничего не знаю. Насколько мне известно, он был неконфликтным человеком», — сказал защитник.
К такой же точке зрения склоняется председатель московской ОНК Вадим Горшенин. По его словам, убийство могло стать следствием недавнего перевода Евдокимова: в предыдущей камере он содержался вместе со сверстниками, а в той, в которой он провел последний месяц, сидели в основном молодые люди. «И те и другие стали обвиняемыми в первый раз, у них так называемая первая ходка. Но мы понимаем, что молодежная субкультура отличается, — говорит РБК глава комиссии. —
СИЗО-5, или «Водник», где отбывал наказание Евдокимов, расположен рядом со станцией метро «Водный стадион». Изолятор известен тем, что там под арестом содержатся обвиняемые по громким экономическим делам, рассказал РБК фигурант дела о массовых беспорядках на Болотной площади 6 мая 2012 года Степан Зимин, который сидел под арестом в «Воднике». По его словам, это «один из самых «красных» изоляторов Москвы» — то есть тот, где позиции администрации изолятора наиболее сильны. «От заключенных требуют неукоснительно соблюдать правила внутреннего распорядка. В каждой камере в этом изоляторе есть специальный человек из числа подследственных, еженедельно докладывающий в оперативный отдел ситуацию в помещении», — рассказал Зимин.
Несмотря на строгость правил, в «Воднике» есть практика поборов за содержание в благополучной камере — обычно ее предлагается вносить людям с экономическими статьями, отметил Зимин. «Переводы из камеры в камеру практикуют опера, чтобы арестант не чувствовал себя в безопасности. Там особенно это любят в пятом изоляторе», — добавляет бывший «болотный узник».