СПЧ попросил Минюст разъяснить статус «массовых одиночных пикетов»
Совет при президенте по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ) попросил Минюст разъяснить правовой статус «массовых одиночных пикетов», которые проводят граждане в условиях пандемии коронавируса. Об этом говорится в докладе СПЧ «Уроки эпидемии с точки зрения соблюдения прав и свобод человека и гражданина».
Речь идет об одиночных пикетах, проводившихся в Москве с 28 по 31 мая после ареста специального корреспондента «Новой газеты» и муниципального депутата района Хамовники Ильи Азара, указано в докладе СПЧ.
«Сотрудники полиции, трактуя данные пикеты как массовые мероприятия, проведение которых запрещено в период режима повышенной готовности, проводили задержания граждан с доставлением в отделы полиции. Очевидно, что нахождение граждан в заполненных автозаках в течение нескольких часов создало более высокие риски заражения COVID-19, чем их стояние в одиночных пикетах на открытом воздухе», — заявили в СПЧ.
В связи с этим Совет по правам человека попросил уполномоченные органы государственной власти, в том числе Минюст и судебные органы, «дать разъяснения относительно правового статуса «массовых одиночных пикетов», а также статуса граждан, находящихся в «очереди на одиночный пикет», указано в докладе.
Журналисты, общественники и правозащитники 26 мая вышли на пикеты к зданию главного управления МВД Москвы на Петровке в поддержку арестованных основателя паблика «Омбудсмен полиции» Владимира Воронцова и администратора Игоря Худякова. Участников акции, в том числе Азара, задержали.
После этого журналисты и правозащитники организовали серию пикетов уже в поддержку самого Азара. В ходе них были задержаны главный редактор «Медиазоны» Сергей Смирнов и журналисты радиостанции «Эхо Москвы» Татьяна Фельгенгауэр и Александр Плющев. Вышедших на пикет в поддержку Азара активистов тогда задержали и в Санкт-Петербурге, сообщал «Коммерсантъ-СПб».
В МВД, объясняя задержания, тогда напомнили, что из-за эпидемии коронавируса в Москве запрещены любые публичные мероприятия, в том числе и одиночные пикеты. На свободу из спецприемника Азар вышел 7 июня, после того как провел в нем десять суток назначенного ему судом административного ареста.
После этого в Москве прошло еще несколько серий одиночных пикетов. В начале июля журналисты провели в столице пикеты в поддержку псковской журналистки Светланы Прокопьевой. На улицы они вышли после того, как прокурор запросил для Прокопьевой шесть лет лишения свободы по обвинению в оправдании терроризма. В итоге суд приговорил журналистку к штрафу 500 тыс. руб.
Во время пикетов в ее поддержку были задержаны 17 человек, сообщал Азар. Его самого позднее отпустили из полиции с обязательством явки в ОВД для составления протокола по 8-й части 20.2 КоАП. По этой статье Азару вменяется повторное нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга.
Задержания также прошли 7 июля во время пикетов в поддержку журналиста и советника главы «Роскосмоса» Ивана Сафронова, которого ФСБ заподозрила в госизмене. На них полиция задержала около 20 журналистов, большую часть из которых отпустили после составления протоколов.