Чечня до Киева доведет
Погибший в Грозном фигурант дела Немцова Беслан Шаванов незадолго до убийства политика был задержан на Украине, уверяет защита подозреваемых. Это попытка увести следствие от поиска реальных заказчиков в Чечне, подставив ему «киевский след», возражает адвокат семьи Немцова
Новые показания одного из подозреваемых в деле об убийстве Бориса Немцова — Анзора Губашева — указывают на украинский след, предполагает защита ключевого фигуранта, бойца чеченского батальона МВД «Север» Заура Дадаева. «У нас есть свидетель, который может подтвердить, что незадолго до убийства Немцова стрелявший в него, по словам Губашева [погибший при задержании в Грозном сослуживец Дадаева], Беслан Шаванов вернулся с территории Украины, где задерживался сотрудниками СБУ. Мы прорабатываем эту версию и готовы предоставить нового свидетеля следствию для допроса», — рассказал РБК адвокат Дадаева Шамсудин Цакаев.
Мертвый стрелок и украинский след
В конце прошлой недели адвокат Муса Хадисов рассказал о новом допросе обвиняемого Губашева, на котором он указал на Беслана Шаванова как на настоящего убийцу Немцова. Ранее представитель СКР Владимир Маркин объявлял о прекращении уголовного преследования Шаванова за соучастие в убийстве «по нереабилитирующим основаниям в связи с его смертью»: он подорвался в Грозном на гранате при попытке его задержания.
Версию защиты о том, что Шаванов примерно за месяц до начала подготовки преступления побывал на Украине, где задерживался местными силовиками, подтвердил РБК и источник, близкий к силовым структурам Чеченской Республики. По словам собеседника, примерно в декабре 2014 года офицер МВД Шаванов вместе с земляком на частном автомобиле выехал из Чечни на Украину. Он якобы беспрепятственно пересек территорию, контролируемую сепаратистами, но был задержан сотрудниками Службы безопасности Украины. Однако в результате неких «неформальных» переговоров был освобожден и вернулся в Россию на катере, через Азовское море в Краснодарский край, утверждает собеседник. По его словам, на Украине Шаванов мог быть завербован СБУ или лидером батальона им. Джохара Дудаева Адама Осмаева, от которых и получил задачу убийства оппозиционера с целью дискредитировать российские власти.
На «украинский след» еще 18 июня в интервью «Интерфаксу» намекнул глава Чечни Рамзан Кадыров. Он заявил, что не верит в виновность задержанных в убийстве Немцова: «Я полагаю, что искать следы преступления нужно не в Чечне, а на Украине, в СБУ и далее в США. Есть много предпосылок к тому, что за убийством стоит Адам Осмаев, который сейчас командует каким‑то украинским «батальоном имени Джохара Дудаева» (в России Осмаев обвиняется в подготовки покушения на Владимира Путина, а в его подразделении сражаются проукраински настроенные чеченцы. — РБК). По словам Кадырова, настоящие организаторы убийства «сами использовали Немцова, сами его и ликвидировали, а теперь пытаются на кого‑то всю вину переложить».
Цели визита
Осмаев назвал обвинения Кадырова в свой адрес абсурдными. «Ни для кого не секрет, сколько уже врагов Кадырова умерли не своей смертью в любых точках мира. Не может быть таких совпадений. Никто уже ничего не скрывает. Настолько им по барабану и общественное мнение, и СМИ», — сказал лидер батальона им. Дудаева РБК.
По словам Осмаева, ему известно о задержаниях на территории Украины выходцев из Чечни, подозреваемых в подготовке убийств самого Осмаева, его супруги и предыдущего командира дудаевцев Исы Мунаева, погибшего во время боев возле Дебальцево. Трое задержанных, по словам Осмаева, из‑за отсутствия доказательств были отпущены и выдворены из страны.
По его словам, у добровольцев из дудаевского батальона была также информация о задержании украинскими силовиками человека, который дал показания, что получил заказ убить депутата Верховной рады националиста Игоря Мосийчука. Фамилию задержанного Осмаев назвать затруднился.
В декабре 2014 года после нападения боевиков на Грозный Мосийчук иницировал жесткую полемику с Кадыровым и даже снял ролик, в котором расстрелял портрет чеченского лидера, сопровождая свои действия оскорблениями в адрес главы Чечни. «Я думаю, его скоро убьют и потом скажут, что это сделал Кадыров», — прокомментировал глава Чечни действия Мосийчука, заподозрив провокацию со стороны западных спецслужб.
В России было заведено уголовное дело в отношении Мосийчука за оправдание терроризма, а на Украине — по факту ответных угроз Кадырова. В СБУ на запрос РБК о ходе расследования и фактах задержания чеченцев на Украине не ответили.
Мосийчук, сейчас подозреваемый украинскими правоохранителями в получении взятки, еще до своего уголовного преследования рассказывал в беседе с РБК, что находится под усиленной охраной. По словам националиста, об активности лояльных Кадырову чеченцев вокруг него сообщали источники депутата в зоне АТО и среди крымских татар. Собеседник РБК, участвовавший в обмене пленными между сторонами конфликта в Донбассе, подтвердил имевшие место в конце декабря — начале января переговоры вокруг задержанных украинскими силовиками выходцев из Чечни, но отказался прояснить их детали и результат.
Путаница в версиях
Официально в СК показания о новом предполагаемом стрелке в деле Немцова не комментируют. При этом ранее сразу два источника РБК, близких к следствию, рассказывали, что украинский след интересовал спецслужбы с самого начала. Один из собеседников уверял, что возглавившему в первые дни после убийства следственную группу по делу Немцова генерал-майору СКР Игорю Краснову высокопоставленные сослуживцы предлагали арестовать спутницу убитого политика, украинскую модель Анну Дурицкую, предъявив ей обвинения в соучастии, однако следователь отказался.
По версии следствия, это убийство за обещанное вознаграждение 15 млн руб. совершили «в составе организованной группы» арестованные выходцы из Чечни — Заур Дадаев, Анзор Губашев, Хамзат Бахаев, Шадид Губашев и Темирлан Эскерханов. Подозреваемый в организации преступления Руслан Мухутдинов объявлен в розыск.
В последней редакции обвинения (документ от 29 декабря 2015 года есть в распоряжении РБК), как и в первоначальных показаниях Дадаева, утверждается, что Шаванов занимался лишь слежкой за политиком. Однако в материалах дела есть и неясные противоречия. Согласно показаниям Дадаева, данным, по его словам, под пытками, Шаванов и Губашев заметили Немцова в кафе в здании ГУМа на Красной площади, сообщили об этом Дадаеву, а затем подвезли его на машине к месту убийства и забрали сразу после преступления. В декабрьском постановлении о привлечении в качестве обвиняемого утверждается, что Дадаев следовал за Немцовым от Красной площади пешком, а Губашев и Шаванов подобрали его на автомобиле сразу после расстрела оппозиционного политика.
Адвокат семьи Немцова Вадим Прохоров в версию об украинском следе не верит, а новую версию защиты обвиняемых считает несостоятельной. По его мнению, показания Губашева только подтверждают причастность Шаванова и знакомых с ним остальных задержанных к преступлению. Упоминание Украины — попытка увести следствие в сторону от поиска реальных организаторов и заказчиков преступления, о которых могут знать скрывшийся от следствия Мухутдинов и его шеф Руслан Геремеев из влиятельного чеченского клана, считает юрист. «Любую версию надо проверять, но даже если стрелял Шаванов и если он был до этого с непонятной целью на Украине, это не противоречит нашей версии о заказчиках из Чечни», — настаивает Прохоров.