«Все боялись — он экспериментировал». Что привнес Роман Виктюк в театр
Роман Виктюк, который умер 17 ноября в возрасте 84 лет, войдет в историю как тот, кто «открыл многие театральные двери», снимал табу и создавал уникальный, ни на что не похожий театр, говорят опрошенные РБК театральные деятели.
Режиссер поставил больше 200 спектаклей и снял десяток телефильмов. Он работал в театрах России, Украины, Латвии, Литвы, Финляндии, США, Италии, Греции и Израиля. Виктюк обращался в своих постановках к самым разным текстам вне зависимости от того, какая эпоха, какая страна становились временем и местом действия.
Театральный критик Павел Руднев в беседе с РБК назвал Романа Виктюка первооткрывателем литературы. «Очень мало режиссеров в мире и стране, которые впервые ставят тексты. Как правило, берут тексты, которые уже опробованы кем-то. Виктюк первым поставил Людмилу Петрушевскую, спектакль «Уроки музыки» был полузапрещенным когда-то. Он одним из первых ставит Александра Вампилова «Утиную охоту», он открывает Жана Жене», — рассказал он. Режиссер также первым поставил роман Федора Сологуба «Мелкий бес», пьесу Николая Коляды «Рогатка».
Руднев отметил, что Виктюк снимал с театра табу и «раскрепощал русского артиста». «Он первый показал тело — открытое, обнаженное, беспомощное или, наоборот, мощное, тело андрогинное, женское и мужское. Красота, которая исходит от тела, нежность и угроза — то, что он русскому театру подарил. Советский театр был очень целомудренным, и мы отставали от очень многих процессов на Западе. Виктюк показал, как тело может быть духовным», — сказал он.
По мнению критика, Виктюк всю свою карьеру был альтернативой тому, что было модно, что признавалось мейнстримом: «Он все время был особняком, как отдельно стоящее здание». Кроме того, режиссер был «всегда неугоден властям» и не работал по заданиям политических партий. «В 2014 году, в самом начале украинской войны, Виктюк ставит одну из самых ярких украинских пьес по чернобыльской проблеме Павла Арье, в которой не скрывает своей любви к Украине, заботы об украинском народе и российском, разумеется. Спектакль был насыщен украинскими песнями. Это был такой жест любви к стране, которая испытывает определенные перегрузки», — рассказал Руднев.
Алла Сигалова, хореограф первой версии спектакля «Служанки», в беседе с РБК отметила, что Виктюк войдет в историю как тот, кто делал «смелые вещи» и «первый открыл многие театральные двери». «Это был абсолютно ярчайший человек. Хулиган совершеннейший, которого иногда невозможно было остановить, смелый и рыщущий каким-то невероятным желанием жить, звать и поглощенный любовью к театру, к балету, к танцу, ко всему прекрасному, к такой особенной красоте. Невероятный человек, с ним всегда было интересно, но иногда страшно: он иногда делал вещи, которые противоречили всем тогдашним нормам поведения, и это было классно», — сказала она.
Виктюка называли скандалистом, провокатором — он не боялся говорить на темы, которые были под запретом, приветствовал чувственность, телесность, мог свободно обращаться с авторским текстом и с прототипами героев спектаклей. Женские роли в его спектаклях нередко играли мужчины, а музыка, хореография становились полноправными участниками постановок.
Новаторство Виктюка подчеркивает и актер, хореограф Егор Дружинин: «Тогда, когда все боялись, осторожничали, он экспериментировал очень смело. И те темы, которые он брал, — как бы исследования такого внутреннего мира, индивидуального мира человека. <…> Его театр был очень эмоциональным и стильно оформленным, у него был свой почерк».
Актер Игорь Костолевский, работавший с Виктюком в фильме-спектакле «История кавалера де Грие и Манон Леско», отметил удивительную индивидуальность и яркость мастера. «Он создал абсолютно свой театр, ни на кого не похожий. И он сам, и его театр было большое явление, и я убежден, что это большая потеря. Человек он был удивительной индивидуальности, яркий, он был большой личностью. К сожалению, уходит эпоха. Это все как-то в одном ряду — и Жванецкий, и Джигарханян, и Виктюк. Я понимаю, что люди немолодые, но эти люди создавали культуру», — сказал он.
В разговоре с РБК театровед Алексей Бартошевич назвал театр Виктюка поэтическим и привел в пример абсолютно разные спектакли. «Я помню и вершину его искусства — это «Служанки», фантастически современный спектакль; и маленький спектакль по Петрушевской «Уроки музыки» в клубе МГУ много лет назад — предельно жизнеподобный, совершеннейший осколок реальности. Вот таким мог быть Виктюк», — отметил он.
Автор тех самых «Уроков музыки» драматург Людмила Петрушевская в разговоре с РБК вспомнила самое начало их общего с Виктюком театрального пути: «Рома был мой первый режиссер, который поставил мой спектакль. Рома обладал удивительным качеством притягивать к себе людей, это качество у него осталось на всю жизнь. «Уроки музыки», по-моему, вошли во все учебники истории театра современного, я присутствовала на каждом спектакле. Тогда он создал небывалое совершенно дело. Я бы это сравнила с умением Феллини в «Амаркорде» брать людей с улицы и делать из них великих актеров. Но у Феллини они потом редко появлялись, а с Ромой они оставались, и многие из них стали профессиональными актерами и заслуженными».
Романа Виктюка похоронят в семейном склепе во Львове. Состоится ли прощание с режиссером в Москве, пока не известно