В Госдуме предложили запретить публикацию особого мнения судей КС
Комитет Госдумы по госстроительству и законодательству 16 октября одобрил и рекомендовал к принятию законопроект с поправками в федеральный конституционный закон «О Конституционном суде Российской Федерации». Ко второму чтению в него добавился запрет на публикацию особого мнения судей Конституционного суда.
Сейчас судья КС при несогласии с решением большинства своих коллег, может выразить свое мнение в отдельном документе, который публикуется вместе с решением Конституционного суда. Это особое мнение не имеет юридической силы, но может оказывать влияние на дальнейшее развитие законотворчества и применение права.
В изначальной версии законопроекта, который внес президент Владимир Путин в сентябре во исполнение вступивших в силу поправок к Конституции, говорилось, что особое мнение «подлежит размещению на сайте Конституционного суда <...> вместе с решением КС». Ко второму чтению эта формулировка из документа исчезла.
Согласно внесенным сенатором Андреем Клишасом и главой думского комитета по госстроительству и законодательству Павлом Крашенинниковым поправкам, теперь особое мнение судей начнут приобщать к протоколу заседания и хранить вместе с ним. При этом сами судьи «не вправе обнародовать особое мнение или мнение в какой-либо форме или публично на него ссылаться».
Судьи КС неоднократно высказывали особое мнение по резонансным законопроектам. Так, в 2014 году судья Владимир Ярославцев вразрез с решением своих коллег назвал закон «об иностранных агентах» дискриминационным по отношению к НКО.
Судья Константин Ароновский в 2019 году выступил против запрета иностранцам владеть средствами массовой информации, назвав решение Конституционного суда цензурой. «Если позволить властям определять содержание развлекательного, просветительского, иного вещания или круг допущенных к этому лиц с правом удалять из него «сомнительных», например иностранцев и бипатридов, то появится цензура, контроль над умами и мнениями вопреки предписаниям и запретам статьи 29 Конституции», — написал он.
Путин 22 сентября внес на рассмотрении Госдумы проекты восьми законов, которые реализуют принятые в июле поправки в Конституцию. Кроме изменений в закон о Конституционном суде они затрагивают прокуратуру, внешнюю разведку и ФСБ.
По мнению политолога Евгения Минченко, суть внесенных главой государства законопроектов сводится к нескольким принципам: решения по руководителям силовых ведомств принимают президент и Совет Федерации, по руководителям гражданских ведомств — президент и Госдума. При этом Конституционный суд может тормозить принятые Федеральным собранием законы.