В России могут появиться частные судебные приставы
Несколько лет назад этот вопрос обсуждался на высоком уровне. Минэкономразвития и Минюст даже собирались провести соответствующий эксперимент. Однако у идеи нашлись не только влиятельные сторонники, но и влиятельные противники. В итоге от этой затеи отказались.
На фоне экономического кризиса проблема взыскания долгов встала особенно остро. Деньги нужны всем - и тем, кто давал в долг, и тем, кто должен возвращать, а судебные приставы и так перегружены.
"На наш взгляд, сейчас этот вопрос не то чтобы вызрел, он отчасти перезрел, потому что, пока в высоких кулуарах велись дискуссии на эту тему, на рынке юридических и даже квазиюридических услуг пышным цветом расцвела деятельность коллекторских агентств", - считает глава Минюста Александр Коновалов.
По его словам, эти агентства смело и, ничего не стесняясь, предлагают гражданам и организациям, у которых на руках появляются исполнительные листы, свои услуги по взысканию долгов. При этом нередко частники используют если и не бандитские, то близкие к тому методы. "Я хотел бы ошибаться, но, по-моему, слово "взыскание" в данной ситуации можно заменять термином "вышибание", - сказал А.Коновалов.
На его взгляд, государство пока дистанцируется от этой проблемы и делает вид, что в этой сфере ничего не подконтрольного государству не происходит, что на самом деле оно просто не знает ничего о тех формах, о тех методах, какими действуют частные корпорации.
В итоге есть риск скатиться в незабвенные девяностые, когда работу судебных приставов выполняли крепкие парни с бейсбольными битами.
По мнению главы Минюста, нельзя отказываться от существующей системы государственного исполнения судебных решений по гражданским делам и менять ее на частных приставов, как это сделано в некоторых странах. Однако закрывать глаза на существование коллекторских агентств нельзя. Гораздо правильнее урегулировать эту сферу, снабдить коллекторов правовыми механизмами, которые сделают работу частников прозрачной, законной и контролируемой государством.
По словам А.Коновалова, негосударственные образования могут участвовать, например, в сборе доказательств, подтверждающих, что должник фиктивно переписал свое имущество на посторонних. Тогда суды смогут признавать эти сделки притворными, а имущество будет арестовываться государственными службами.