«РИА Новости» опубликовало документ Росавиации о действиях пилотов SSJ100
В Росавиации проанализировали посадку и действия пилотов при катастрофе самолета Sukhoi Superjet 100 (SSJ100) в столичном аэропорту Шереметьево. Об этом со ссылкой на соответствующий документ ведомства сообщает «РИА Новости».
В нем указывается, что на посадку SSJ100 заходил с превышением максимальной массы в 1,6 т, но без превышения скорости (общий вес самолета составлял порядка 46,6 т). При этом вопреки инструкции, по информации ведомства, экипаж во время захода на посадку не выпустил интерцепторы (тормозные щитки).
В первой версии сообщения «РИА Новости» говорилось о том, что экипаж не выпустил закрылки. Позднее агентство уточнило, что это не соответствует действительности, и выпустило новое сообщение, в котором говорится об интерцепторах.
Командир SSJ100 тем временем, согласно выводам экспертов, несколько раз перед ЧП пытался отклонить лайнер то вверх, то вниз, в том числе действуя на ручку управления с максимальным усилием. В итоге самолет пилоты пытались посадить три раза — первый пришелся сразу на три стойки шасси, максимальные перегрузки для находившихся на борту в эти моменты составляли до 5,85g, указали в Росавиации (при перегрузке 6g в рамках медицинского тестирования проверяют космонавтов).
Первое касание лайнером взлетно-посадочной полосы (ВПП), уточнили в ведомстве, произошло на скорости 158 узлов (292,6 км/ч). Это, по данным экспертов, случилось на расстоянии примерно 900 м от входного торца ВПП. Вертикальная перегрузка при этом составила не менее 2,55g. Следом за этим самолет, выяснили специалисты, вновь поднялся примерно на 6 футов (2 м).
Спустя две секунды после этого на приборной скорости 155 узлов (287 км/ч) самолет повторно приземлился «с опережением на переднюю опору шасси с вертикальной перегрузкой не менее 5,85g», заявили в Росавиации. Затем, выяснили эксперты, лайнер снова поднялся на 18 футов (6 м).
«Третье приземление, — говорится в документе, — произошло на скорости 140 узлов (258 км/ч) с вертикальной перегрузкой не менее 5g». Только после этого, пришли к выводу специалисты, произошло «разрушение конструкции с проливом топлива и пожаром».
Авиакомпаниям — эксплуатантам SSJ100 после катастрофы в Шереметьево в Росавиации посоветовали провести занятия с экипажами по аварийным посадкам и действиям при пожаре, говорится также в документе.
На запрос РБК в Росавиации оперативно не ответили.
Летчик-испытатель Виктор Заболотский в разговоре с РБК пояснил, что действия ручкой управления оказывает существенное влияние на поведение самолета при механическом режиме.
«Когда самолет в штатном режиме и у него все работает, вычислитель, который там стоит, не дает возможность выйти за ограничения. При выключенных вычислителях, на ручном управлении, любое движение ручкой повторяется движениями руля. Если пилот взял плавно, то и рули будут плавно работать. Функции вычислителя отдаются человеку при механическом управлении. Воздушные тормоза включаются при посадке автоматически, а если такой режим отключен, то пилотам приходится сажать самолет вручную».
Заболотский также добавил, что перегрузка в 5,85g серьезно влияет на конструкцию самолета, но для пассажиров она безопасна. «Это ударная перегрузка, но ее можно достаточно хорошо перенести. Например, летчики на истребителях испытывают перегрузки до 9g. Никаких последствий для людей от перегрузки в 5,85g нет, но для конструкции это критично. Если допущена такая перегрузка, особенно при посадке, то конструкция может не просто сломаться, но и потерять свою устойчивость», — пояснил эксперт.
Катастрофа в московском аэропорту Шереметьево, о которой идет речь, произошла 5 мая. В этот день пассажирский самолет Sukhoi Superjet 100, который должен был следовать по маршруту Москва — Мурманск, из-за технических неполадок вернулся в аэропорт вылета. После приземления самолет, на борту которого находились 78 человек, загорелся, в результате аварии погиб 41 человек.
Министр транспорта Евгений Дитрих после случившегося заявил, что расследование катастрофы может занять год. В СК среди версий происшествия назвали недостаточную квалификацию летчиков, плохую погоду и техническую неисправность.