Генпрокурор: Коррупция значительно поразила ряд управленческих процессов
К уголовной ответственности в 2012г. были привлечены 13 тыс. 565 коррупционеров, что на 13,2% превышает показатель 2011г. (11 тыс. 978 человек).
Как отмечается в докладе, в немалой степени значительный рост числа коррупционных преступлений объясняется изменениями в статистической отчетности. В структуре коррупционной преступности по-прежнему доминирует мошенничество (34,7%) а также присвоение или растрата (16,6%), совершенные с использованием служебного положения, рост их числа в 2012г. составил соответственно 83,3% и 44,9%.
В то же время уменьшилось число официально установленных случаев дачи (-20,5%) и получения взятки (-5,3%). Зато число установленных коррупционных преступлений, совершенных в крупном или особо крупном размере, возросло на 82,7% (с 2 тыс. 827 до 5 тыс. 165), в составе организованных групп и преступных сообществ - в 2,8 раза (с 529 до 1 тыс. 461).
В докладе генпрокурора отмечается, что негативное влияние на экономическую ситуацию в стране продолжает оказывать организованная преступность, в том числе деятельность ее представителей в органах власти всех видов и уровней.
Это относится к преступлениям, связанным с недружественным поглощением предприятий, то есть деятельностью рейдеров, перешедших от силового захвата имущественных активов к многоступенчатым схемам, включающим скупку акций, банкротство, манипулирование реестрами, создание параллельных органов управления.
Там задействованы представители федеральных и региональных органов государственной власти, а также правоохранительных органов, лично заинтересованные в отчуждении собственности либо обеспечивающие за вознаграждение проведение незаконных сделок и принятие необходимых решений.
"Число выявленных преступлений данной направленности не соответствует реальному уровню организованной коррупционной преступности в РФ, что объясняется сложностью оперативной разработки преступных формирований (конспирация, большое количество посредников, длительность оперативной комбинации, связи фигурантов в правоохранительных органах, необходимость привлечения для проведения оперативных экспериментов значительных денежных средств) и трудностью в доказывании преступной связи лиц, участвующих в таких группах.
С другой стороны, это связано с недостаточным уровнем профессиональной подготовки оперативных сотрудников. В результате к уголовной ответственности удается привлечь одного или нескольких из фигурантов при невозможности доказывания их связи с остальными находящимися в разработке лицами", - отмечается в докладе Ю.Чайки.
В отчете генпрокурора сообщается, что в минувшем году в России значительно активизировалась оперативная работа по выявлению наиболее значимых системных коррупционных преступлений, совершаемых высокопоставленными чиновниками. Это позволило пресечь в 2012г. преступную деятельность 23 депутатов различных уровней, 7 министров субъектов Федерации, 8 заместителей министров. Тем не менее криминогенная обстановка остается сложной.
"Коррупция значительно поразила ряд управленческих процессов, прежде всего в сфере распределения бюджетных средств в рамках государственного заказа, совершения операций с имуществом, находящимся в федеральной и муниципальной собственности, осуществления контролирующих функций в отношении субъектов предпринимательской деятельности. Отмечаются факты использования должностных полномочий, связанные с предоставлением льгот и преференций за счет имеющегося административного ресурса", - отметил Ю.Чайка.
Сегодня же премьер-министр РФ Дмитрий Медведев, выступая с отчетом о деятельности правительстве в Госдуме, заявил, что коррупция - это "состояние мозгов". Говоря о борьбе с коррупцией, глава правительства отметил важность того, чтобы в ней принимали участие руководители на всех уровнях - от президента, правительства и парламента до чиновников на местах и судебной системы.
Ранее председатель Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов оценил объем российского рынка коррупции в 300 млрд долл. в год, что в 20-30 раз превышает объем рынка незаконного оборота наркотиков.
"Этот рынок формируется не теми типичными взятками, о которых мы слышим по уголовным делам. У нас, по-моему, 80% - низовая коррупция. Прежде всего он формируется за счет распределения бюджета в коррупционном плане, управления государственной собственностью, управления природными ресурсами. Это основные сектора коррупционного рынка", - пояснил К.Кабанов.