СМИ узнали о планах ограничить использование соцсетей военными в запасе
Минобороны подготовило новые поправки в законопроект о статусе военнослужащего, которые расширяют ограничения на пользование соцсетями. Теперь запрет на публикацию данных в соцсети может быть распространен и на военных в запасе, имевших доступ к гостайне, пишут «Известия» со ссылкой на собеседников, знакомых с ситуацией.
Председатель комитета Госдумы по обороне Владимир Шаманов подтвердил, что для военных в запасе могут быть введены ограничения. «Запрет на пользование соцсетями после увольнения коснется военнослужащих, которые были допущены к гостайне либо если эта мера ограничения предписана в других подзаконных документах. А так по закону мы четко определили, что это связано с целым рядом вопросов, например с местом пребывания военнослужащего, особенно если он служил за пределами нашего государства», — рассказал Шаманов.
К информации, раскрывать которую военные в запасе не имеют права, в числе прочего относятся данные о внутреннем распорядке режимных частей. Служившие в этих сетях подпадают под запрет, даже если не работали с гостайной.
Если Госдума одобрит поправки, то ограничения на соцсети будут сразу прописаны в контракте военнослужащего. В законопроекте, указывает газета, отмечается, что «необходимо соблюсти баланс между ограничениями, связанными с необходимостью обеспечения национальной безопасности, и потребностью военнослужащих в свободном обмене информацией». Срок действия ограничений — до пяти лет.
Вместе с тем, несмотря на информацию «Известий», в настоящее время на сайте Госдумы нет информации о том, что кто-либо внес поправки к законопроекту о статусе военнослужащих. Крайним сроком для внесения поправок было 15 января.
Комментируя сообщение «Известий», адвокат международной правозащитной группы «Агора» Александр Попков отметил, что проект поправок к закону «О статусе военнослужащих» дублирует уже существующий закон «О государственной тайне». «Минобороны предпринимает попытку под секретную информацию подвести всю несекретную, к примеру какие-либо фотографии частей, бытовые моменты. Есть попытка создать квазисекретную систему. Это закономерно после расследования Bellingcat о малайзийском Boeing, которое было построено по больше части на геотегах военнослужащих. Кроме того, на военнослужащего, находящегося под подпиской о неразглашении тайны, уже и так устанавливается аналогичный срок в пять лет, поэтому новый законопроект является дублирующим», — считает Попков.
Партнер юридической компании «Рустам Курмаев и партнеры» Дмитрий Горбунов, в свою очередь, назвал подобный метод защиты информации «актуальным», напомнив, что аналогичная практика есть и в других государствах. «Вопрос в другом. Что-то запрещая и ограничивая права, государство должно чем-то компенсировать. Есть еще один аспект, который интересен. Срочники — люди подневольные. Государство их обязывает обязательно служить. Должно ли оно спрашивать призывника перед направлением на службу с допуском к гостайне, готов ли человек принять ограничения в дальнейшем на свободу волеизъявления или нет? Должна быть альтернатива или компенсация. Лучше, конечно же, комплектовать такие подразделения контрактниками», — заметил он.
Для действующих военнослужащих запрет на раскрытие информации в соцсетях был установлен после принятия предыдущих поправок в ФЗ «О статусе военнослужащих». Их Минобороны внесло в Госдуму в сентябре 2018 года. В законопроекте прописывался полный запрет на публикацию фотографий и иных данных, ставящих под угрозу конфиденциальную информацию. 8 ноября законопроект был принят в первом чтении.