В пробах с Камчатки не обнаружили следов ракетного топлива
Химико-аналитический центр «Арбитраж» ФГУП «ВНИИМ им. Д.И. Менделеева» в Санкт-Петербурге, куда Greenpeace отправила пробы воды и организмов, взятых на Камчатке, не обнаружил следов гептила (компонента ракетного топлива) и продуктов его разложения. Об этом говорится в отчете центра (есть у РБК).
В качестве одной из версий, объясняющих загрязнение воды на Камчатке, выдвигалась версия об утечке ракетного топлива с военного полигона Радыгино. Однако власти опровергли ее, заявив, что сотрудники экологического надзора проверили полигон и не обнаружили нарушений, а также ядохимикатов. Также в Восточном военном округе по Тихоокеанскому флоту утверждали, что с июня 2020 года на полигоне Радыгино не велось никаких учений с использованием тяжелой боевой техники.
Петербургский «Арбитраж» проводил исследования проб поверхностной воды, биообъектов животного и растительного происхождения, взятых в прибрежной территории полуострова.
Как следует из документа, пробы воды были взяты 1 и 4 октября, пробы биообъектов — 2 и 3 октября.
В случае с водой содержание гептила оказалось менее 0,005 мг на кв. дм, а в пробах биообъектов — менее 0,1 мг на кг.
Ранее в среду экологическая организация также сообщила, что в пробах морской и речной воды, а также моллюсков и крабов были обнаружены компоненты нефтяных фракций, жирные кислоты и эфиры, некоторые соединения, в том числе хлорсодержащие. Исследования проводила лаборатория испытательного центра «Химтест» РХТУ им. Менделеева.
Помимо этого «Арбитраж» также нашел диаллилсульфид, который может входить в том числе в состав биопестицидов, и соединения группы терпенов, производные жирных кислот и гексаэтиленгликоля в пробах воды. Также в пробах было установлено присутствие ряда металлов, но их содержание не превышало уровня предельно допустимых концентраций. При этом цианидов и хлорорганических пестицидов исследователи не обнаружили.
«На сегодня ни одно из установленных в пробах госорганов или Гринпис соединений само по себе или в выявленных концентрациях не могло вызвать наблюдаемые серьезные последствия. Это означает, что в поиске причины экологической катастрофы пока остаются обе версии — как техногенная, так и природная», — заключили в организации.
Первые сообщения о загрязнении воды у берегов Камчатки в районе Халактырского пляжа стали поступать в конце сентября. В частности, местные жители публиковали фото и видео, на которых было видно выброшенных на берег мертвых морских животных. Кроме того, серфингисты жаловались на покраснение и жжение в глазах после купания, а также тошноту и плохое самочувствие.
Позже ученые Кроноцкого заповедника и Тихоокеанского института географии сообщили о гибели 95% донных организмов на глубине 10–15 м.
В начале октября власти Камчатского края заявили, что в качестве возможных причин загрязнения океана рассматривают техногенную, связанную с деятельностью человека, природную (поведение водорослей) и сейсмическую.
Позже губернатор края Владимир Солодов сообщал, что источником загрязнения может быть Козельский полигон хранения ядохимикатов.
На прошлой неделе стало известно, что в пробах воды, взятых у побережья, не были обнаружены токсины, которые могли бы привести к массовой гибели животных.