В РФ усиливается контроль над авторскими правами
Так, недавно были ужесточены наказания и штрафы за нарушение закона "Об авторских и смежных правах" (преступления признаны тяжкими, а не средней тяжести, как ранее). А Гражданский кодекс (4-ая часть), вступающий в силу с 2008г., предписывает организациям по коллективному управлению авторскими правами заключать только прямые договоры с авторами.
Тем не менее, несмотря на относительный рост числа возбужденных в связи с нарушениями авторских и смежных прав дел (до 4 тысяч в 2006г.), рынок еще не ощущает особых перемен. Объемы продаж нелегального цифрового контента, как и прежде, превосходят объемы законных продаж практически в два раза, сообщила в эфире телеканала РБК в программе "Сфера интересов" вице-президент компании "Сидиком" по авторским правам и интеллектуальной собственности Анна Звонова. И спрос на дешевую контрафактную продукцию продолжает расти. Если легальный рынок цифрового контента оценивался в 2006г. в 1,6 млрд долларов, то пиратской продукции было продано более чем на 3,2 млрд долларов. При этом производство пиратских копий в РФ опережает внутреннее потребление: российские пираты работают на экспорт, и в "чужих морях" мы отстаем только от КНР.
Очевидно, драйвером теневого рынка выступает сегмент продаж мультимедиа: по данным Роспатента, в 2006г. доля контрафакта здесь достигла 70% (в том числе по CD – 68%, по DVD – 75%). Копирование баз данных, видео, MP3-файлов и т.п. не представляет технических трудностей, а распространение информации в Интернете слабо поддается контролю. И как показывают простые расчеты, низкая стоимость оборудования для копирования (в случае с интернет-пиратством вообще минимальная), отсутствие необходимости платить налоги и вознаграждение авторам доводят норму прибыли в "пиратском деле" до 1200%.
Как подчеркивает А.Звонова, проблема борьбы с контрафактом не столько в ужесточении законодательства, сколько в отсутствии инструментария для его исполнения: количество интернет-споров в судах год от года растет, зато никаких продвижений не происходит на уровне исполнения судебных актов. То же касается и низового "уровня борьбы": например, увеличение штрафов в марте 2007г. до 500 тысяч рублей (на 300 тысяч), скорее всего, обернется увеличением милицейских поборов, полагают эксперты. Таким образом, проблема нарушения авторских прав сводится к банальной коррупции в органах внутренних дел, судах и в последнюю очередь – к потребительской культуре.
Рассуждения о том, что пираты взвинчивают цены на легальную продукцию или, скажем, на концерты звезд, не останавливают потребителей. Например, Международная федерация звукозаписывающей индустрии (IFPI) оценивает среднемировой уровень пиратства в сфере аудиопродаж в 34% дисков (лидируют Парагвай (99%), КНР (85%), Индонезия (80%), Украина (68%) и Россия – на пятом месте). А постоянные претензии со стороны ТНК по поводу нарушения авторских прав возникают не только к России, но и к ЕС (в связи с его пополнением новыми членами).
Однако интересен тот факт, что многие владельцы авторских прав отказываются от борьбы с пиратством. Так, в Microsoft заявляли о том, что пираты даже полезны: они якобы зондируют новые рынки, выстраивая недовольных пиратскими копиями пользователей в очередь за легальным продуктом. А в компании Apple предложили звукозаписывающим гигантам отказаться от систем защиты музыкальных файлов (DRM) - ведь на практике они бесполезны и лишь причиняют неудобства законопослушным потребителям.
Остается добавить, что Россия уже ратифицировала 2 международные конвенции в области защиты авторских прав: Бернскую конвенцию по авторским правам и Римскую конвенцию производителей фонограмм - а значит, должна подчиняться международным нормам. Эксперты надеются, что законодательные подвижки со временем дадут эффект. "Четвертая часть ГК вводит понятие государственной аккредитации, – резюмирует А.Звонова. – То есть организации, осуществляющие коллективные права, вскоре станут более подконтрольны и подотчетны государству".