Скворцова рассказала о протонных пушках и коктейлях для лечения рака
Как на Западе
Ранняя выявляемость онкологических заболеваний и выживаемость пациентов после рака должны достигнуть в России 70%, как в развитых странах Запада, заявила 15 марта министр здравоохранения Вероника Скворцова на научной конференции, посвященной формированию национальной стратегии по борьбе с онкологическими заболеваниями, передает корреспондент РБК. Сейчас эти показатели в России достигают 56% (выявляемость) и 54% (выживаемость), уточнили РБК в пресс-службе Минздрава.
«Смертность от онкологических заболеваний — это показатель развития биомедицины в стране. У нас самое большое отставание от западных стран по онкологии <...> Надо идти и достичь эти 70 и 70%, и одногодичную летальность (пациенты, умершие в первый год после выявления болезни. — РБК) довести до 12%, а не 22%, как у нас есть сейчас», — указала Скворцова.
Минздрав проанализировал, как осуществляется медицинская помощь онкологическим больным, и обнаружил «огромное количество дефектов организационных и квалификационных в образовании и работе медицинских работников». В связи с этим министерство прописало «траекторию движения больных» от момента подозрения на рак до госпитализации в отделение специализированного стационара.
Второе мнение
Чтобы каждый пациент с подозрением на онкологию в любом регионе мог получать качественную медицинскую помощь, Минздрав мобилизовал все национальные исследовательские центры. С 2018 года они осуществляют консультационные услуги, в том числе с помощью телемедицины.
Также министерство создает «референсные телемедицинские центры». «Академик Георгий Франк (главный патологоанатом Минздрава) возглавит центр по морфологии и иммуногистохимии. Он уже начал сертифицировать во всех регионах те центры, которые будут работать с ним», — указала Скворцова. Это значит, что Минздрав выстраивает всероссийскую сеть центров для получения второго экспертного мнения о диагнозе, что позволит точно определять конкретный подвид рака и назначить наиболее эффективное лечение.
«Для лечения рака груди при одной локализации и при одной стадии развития существует пять международных протоколов лечения», — заявила Скворцова. При точной диагностике для пациента необходима таргетная (индивидуальная) терапия, уточнила министр. Она сообщила, что в в 2018 году бюджет, выделяемый на лекарства для онкологических пациентов, увеличился на 80%. «И далее мы гарантированно обеспечиваем финансовое обеспечение всех международных протоколов. «Герцептин» [препарат Roche для определенного вида рака груди с действующим веществом трастазумабом] — сколько бы не стоил препарат, сколько курсов нужно сделать по протоколам, столько и будет», — пообещала Скворцова.
Она уточнила, что в круглосуточный стационар пациенты будут попадать только в крайнем случае — если им необходим постоянный мониторинг состояния здоровья. Во всех остальных случаях они будут получать лечение в специализированных дневных стационарах. Без создания такой базы (дневных стационаров, хорошего лекарственного обеспечения, ранней выявляемости и точной диагностики) не сработают никакие «научные инновационные изыски», — подчеркнула Скворцова.
Пушки и ученые
В России открыто два протонных центра: в Обнинске и в Петербурге, рассказала Скворцова. «В декабре мы откроем мощный центр в Димитровграде. Благодаря контакту с учеными, спасибо Дубне, мы сумели за последние два года модифицировать европейские протонные пушки и сузить сечение пучка до половины миллиметра», — сообщила Скворцова. Такое оборудование, облучающее пораженный участок пучком ускоренных протонов, не принося вреда окружающим здоровым тканям, необходимо прежде всего для лечения опухолей мозга и глаз, которые не поддаются другим видам терапии.
Центр в Димитровграде — это научный и медицинский городок площадью 40 га, помимо протонного там есть радиологический центр, уточнила министр. «Надеюсь, совещание, которое будет проводиться под руководством президента по утверждению нашей программы [развития онкологической помощи], будет проходить в Димитровграде на открытии этого значимого для страны медицинского города», — заметила она.
Индивидуальные коктейли
Переход от традиционной «химии» к персонифицированной «таргетной» терапии, по словам Скворцовой, сложная задача. «Мы посмотрели, как это работает в национальном центре рака в Токио, в Европе и США», — сообщила министр. Для назначения таргетной терапии помимо исследования опухоли необходимо изучать особенности генотипа человека и следить за развитием новообразования. «Информационная карта различных генетических особенностей позволит сформировать иммуно-терапевтический коктейль», — указала она.
Сейчас в некоторых случаях, когда пациент считается безнадежным, с согласия родственников российские врачи идут на лечение таким коктейлем. В случае успеха через три дня у больного сходит отек мозга, а опухоль уменьшается в размере, рассказывает министр. Скворцова рассказала о случае применения подобного лечения, когда пациент, находившийся в коме, поправился и уже вышел на работу. «Мы не говорим о космосе каком-то запредельном, мы говорим о хорошем сегодня», — уточнила министр.
Еще она рассказала про индивидуальные лекарства на основе car-t технологий (клеточная терапия). Для этого Минздрав совместно с фармацевтической компаний «Биокад» строит клиники на базе Алмазовского центра в Санкт-Петербурге. Второй центр будет в одном из московских онкологических комплексов: имени Блохина или Герцена.
О необходимости специальной общенациональной программы по борьбе с онкологическими заболеваниями заявил президент Владимир Путин в обращении к Федеральному собранию: «Необходимо провести модернизацию онкологических центров, выстроить современную комплексную систему от ранней диагностики до своевременного эффективного лечения».