Врачи рассказали о японской радиации и как от нее защититься
По официальной информации, уровень радиации в Токио превышает норму в 40 раз. Профессор Сергей Терновой отмечает, что говорить о последствиях подобной дозы для здоровья людей можно, только зная состав радиоактивного облака.
"Если это короткоживущие изотопы - СМИ пишут, что это йод - нужно заблокировать щитовидную железу, тогда влияние на организм человека ничтожно мало и им можно пренебречь. Потому что радиоактивный йод идет в организм через дыхание и попадает в цепь замещения стабильного йода. В организме всегда есть стабильный йод.
В первую очередь он идет в щитовидную железу, потому что щитовидная железа вырабатывает йод и на его основе всевозможные продукты жизнедеятельности организма - гормоны, грубо говоря. Поэтому, если вы принимаете таблетку йода или выпиваете чайную ложку специального йодосодержащего раствора (НЕ того, который используется для обработки ран), вы "блокируете" щитовидную железу, и радиоактивный йод не попадает. Кроме того, он имеет короткий период полураспада", - поясняет академик.
Не готов пока оценить ситуацию в Японии и эколог Иван Блоков. "Сейчас ситуация еще развивается, поэтому давать оценку, к каким последствиям для здоровья это может привести, рано. Мы не знаем, сколько радиоактивных веществ будет выброшено в окружающую среду. У нас сейчас даже нет четкого понимания, какие именно изотопы и в каком количестве попали в окружающую среду. Такого понимания, по всей видимости, нет и у властей Японии, и у эксплуатирующей компании ТЕРСО. Но негативные последствия, безусловно, будут", - говорит И.Блоков.
Гринпис следит за ситуацией. По последней информации, опубликованной на сайте компании ТЕРСО, на портале станции, то есть на воротах, уровень радиации был около 1 000 милизиверт в час. В течение четырех часов цифры скакали от 1 000 до 11 000 милизиверт в час. Эколог пояснил, что, находясь 10 минут при радиации в 11 000 милизиверт в час, можно получить годовую допустимую дозу.
Не до конца сейчас понятна и зараженная территория. "Порядка 5 км от станции, может быть,10 км уже достаточно серьезно заражены. В принципе, довольно высокий уровень наблюдается в 100 км от станции. Довольно высокий - это еще не уровень, вызывающий опасность, хотя и неприятный", - предполагает гринписовец.
"Там было много других последствий, разрушены нефтяные и другие предприятия, но в отличие от радиоактивного заражения, что бы ни произошло, остальные аварии на предприятиях, это 5-10 лет, максимум - 30 лет. После этого последствия уйдут. А если они будут убираться, то и быстрее. А радиоактивное загрязнение может держаться сотни лет, даже если его убирать", - говорит эксперт.
Информация о реальной ситуации на АЭС сейчас крайне ограничена. По мнению И.Блокова, две станции наблюдения, по всей видимости, перестали работать, т.к. с них нет данных. Поступает информация с машины наблюдений, которая переезжает и измеряет на разных точках - это единственное, что есть на станции.
Эвакуация людей с территории, приближенной к станции, практически завершена. На станции остались только рабочие. "Там, где работают сотрудники станции, уровень, конечно, гораздо выше. Я не берусь сейчас точно назвать цифры. Была озвучена информация о 400 микрозиверт в час - это очень много, это огромная цифра. Но это было только в одном измерении, поэтому мы не знаем реальную цифру. Но то, что сотрудники станции, облучаются - бесспорный факт, и я думаю, их скоро должны будут поменять, если уже не поменяли. Оценочно, при той максимальной цифре, которая есть, они могут проводить в зоне только первые часы, а потом их нужно вывозить оттуда", - отметил эколог.