Бастрыкин поручил установить роль собственников «Листвяжной» в аварии
Глава Следственного комитета Александр Бастрыкин заявил о необходимости в ходе расследования установить роль собственников шахты «Листвяжная» в аварии, жертвами которой стали более 50 человек. Как говорится в сообщении на сайте СК, слова Бастрыкина прозвучали на его встрече с родственниками погибших и пострадавшими на шахте.
На встрече присутствовали также представители следственной группы, которая занимается расследованием аварии.
«Бастрыкин, в свою очередь, указал на необходимость в рамках расследования уголовного дела установить роль собственников шахты в произошедшей трагедии. На встрече граждане задали интересующие их вопросы о ходе расследования. В соответствии с озвученными ими проблемами и доводами А.И. Бастрыкин скорректировал план расследования и поручил сотрудникам ГСУ СК России установить прямой контакт с потерпевшими для оперативного обмена информацией и изучения поступающих от них сведений», — сообщила пресс-служба СК.
Глава СК заверил, что следствие «восстановит всю цепочку событий и причины, приведшие к страшной трагедии».
Авария на шахте «Листвяжная» произошла 25 ноября, погибли 46 горняков и пять горноспасателей. Сотрудники шахты рассказали РБК о многочисленных нарушениях и работе в условиях высокого содержания метана в воздухе. Как сообщили шахтеры, им выдавали газоанализаторы с датчиками, которые были заклеены скотчем для искажения показаний. Горняки передали корреспонденту РБК фотографии и видеозаписи контрольных приборов их шахты, снятые в августе и ноябре. На них видно превышение показателей.
Генеральный прокурор Игорь Краснов подтвердил заявления шахтеров, уточнив, что на «Листвяжной» был ряд случаев, когда скрывались показания приборов контроля уровня газа.
Шахта «Листвяжная» ведет добычу угля на Егозово-Красноярском месторождении в Беловском районе Кузбасса. Владелец шахты — компания «СДС-Уголь», она занимает третье место по добыче и экспорту угля в России. Согласно пояснительной записке к отчету «СДС-Угля» за 2019 год, 95% холдинга принадлежит Михаилу Федяеву, еще 5% — неназванному юридическому лицу. Вместе с Федяевым основателем холдинга в 1990-х годах был его бизнес-партнер Владимир Гридин. Но в 2019 году Гридин продал свою долю в компании Федяеву.
2 декабря Федяев и гендиректор «СДС-Уголь» Геннадий Алексеев участвовали в совещании с президентом Владимиром Путиным. Они заявили о готовности понести наказание за аварию на шахте «Листвяжная». Путин тогда задал Федяеву вопрос о соблюдении техники безопасности на шахте. «Михаил Юрьевич Федяев, совет директоров как-то следит за тем, что происходит в сфере безопасности, или только деньги считает?» — поинтересовался он.
Федяев в ответ заверил, что компания не экономила на средствах безопасности и защиты. «Оказывается, человеческий фактор все это перечеркнул. Я готов понести любую ответственность», — сообщил он.
Алексеев рассказал Путину, что официальные отчеты предприятия содержали лишь «кажущуюся стабильность». «Хочу принести свои извинения и склонить голову, готов понести все наказания», — сказал гендиректор.
Президент в ответ сослался на отчет Следственного комитета, в котором говорилось о систематическом сокрытии чрезмерной загазованности. «Фальсифицировались эти данные, ведь кто-то это делал. Зачем? Чтобы побольше добыть и на экспорт отправить? Результат-то какой трагический. Теперь все сидим и головы опустили», — указал президент.
Путин пообещал, что выяснением всех обстоятельств аварии займется прокуратура, а «никаких огульный обвинений, наездов, как в народе говорят, не будет».
По делу о нарушении требований безопасности опасных производственных объектов, повлекшем по неосторожности смерть двух и более лиц (ч. 3 ст. 217 УК), арестованы директор шахты Сергей Махраков, его заместитель Андрей Молоствов и начальник участка Сергей Герасименок. По делу о халатности, повлекшей смерть двух и более лиц (ч. 3 ст. 293 УК), проходят главный госинспектор Беловского территориального отдела Сибирского управления Ростехнадзора Сергей Винокуров и его коллега Вячеслав Семыкин.
14 декабря СК сообщил, что ни один из обвиняемых по делу об аварии на шахте свою вину не признал.