Дурманов объяснил упомянутую Путиным «ошибку» чиновников с Родченковым
Принятое в 2006 году решение о назначении Григория Родченкова главой ФГУП «Российский антидопинговый центр», более известного как Московская антидопинговая лаборатория, было взвешенным решением, а не «чьим-то произволом», объяснил РБК эксперт по допингу бывший директор отдела антидопингового обеспечения Росспорта и экс-глава антидопинговой службы Олимпийского комитета России Николай Дурманов.
«На такого рода должности назначают не просто по рекомендации, а по определенной процедуре, со взвешиванием всех обстоятельств. В ту пору мы считали, что этот человек подходит для должности по своей квалификации, по уровню международных связей. Прошу отметить, это было много лет назад», — сказал Дурманов.
По его словам, необходимость усиления работы антидопинговых лабораторий в России возникла еще в 2002 году, а к 2005 году, когда Родченков был назначен сначала и.о. руководителя антидопинговой лаборатории, в мировом антидопинговом движении уже шла «технологическая революция».
«Нам нужно было работать в том же ритме, что и наши коллеги, чтобы не отстать. Именно с учетом этого и был приглашен Родченков, его кандидатура рассматривалась во всей ее противоречивости», — пояснил Дурманов.
Собеседник РБК признал, что кандидатура Родченкова обсуждалась и с ним и он также ее поддерживал.
«В конечном счете все это решение многократно взвешивалось. Мнение большого количества людей, в том числе и мое», — сказал Дурманов. А тот факт, что сперва Родченков стал лишь и.о., свидетельствует, по его словам, что сомнения все-таки оставались.
«Он был назначен исполняющим обязанности директора лаборатории, и к нему долго присматривались. Выясняется, что все-таки это была ошибка. Тогда нам и в голову не приходило, что мы делаем ошибку», — добавил Дурманов.
14 декабря вопрос о назначении Родченкова главой Московской антидопинговой лаборатории и его пребывании на этом посту, несмотря на то что в 2011 году в отношении него возбуждалось уголовное дело о нелегальной торговле допингом (в интервью «Новой газете» вице-премьер Виталий Мутко в декабре 2017 года рассказал, что по окончании расследования обвинения были предъявлены только сестре Родченкова), поднимался на большой пресс-конференции президента России Владимира Путина.
«Действительно странно, — сказал, отвечая на вопрос одного из журналистов, Путин. — И что еще более странно для меня, для человека, который все‑таки в специальных службах долгое время проработал, он же ведь всю эту гадость таскал из Северной Америки — из США и Канады. Как его пропускали через таможню при таком жестком контроле? Он же годами все это делал! Конечно, возникают всякие мысли на этот счет».
Президент признал, что назначение Родченкова на пост главы Московской антидопинговой лаборатории было ошибкой. «А как так получилось, что такой субъект оказался во главе нашей антидопинговой структуры? Ошибка, конечно, тех, кто это сделал. Я знаю, кто это сделал. Но теперь что об этом говорить?» — сказал Путин.
В 2016 году Родченков уехал из России, объяснив позднее свой отъезд тем, что получил сообщение о готовящейся инсценировке его самоубийства. «Я не планировал уезжать из России и бросать свою семью, но мне пришлось пойти на это», — рассказал Родченков, получивший убежище в США.
В мае 2016 года Родченков сообщил, что десятки российских спортсменов употребляли допинг во время Олимпиады в Сочи. Он пояснил, что сам разработал смесь из трех запрещенных препаратов, которые смешивал с алкоголем и давал российским спортсменам.
Заявления Родченкова стали основанием для нескольких докладов WADA, в которых говорилось о массовом употреблении допинга российскими спортсменами. Следствием стали отстранение большой группы россиян от участия в Олимпиаде в Рио-де-Жанейро, а также дисквалификация целого ряда спортсменов — призеров зимней Олимпиады в Сочи.
5 декабря исполком Международного олимпийского комитета (МОК) дисквалифицировал Олимпийский комитет России на период зимних Игр в Пхёнчхане в 2018 году, на них будут допущены только «чистые» российские спортсмены, которые будут выступать не в форме сборной. В своем решении МОК опирался в том числе на показания Родченкова.