Суд оставил Владимира Евтушенкова под домашним арестом
Основатель АФК «Система» Владимир Евтушенков останется под домашним арестом еще на четыре месяца – до 16 марта 2015 года, передает корреспондент РБК из зала суда Басманного суда столицы. Ему все также запрещено покидать дом в подмосковном поселке Жуковка и пользоваться средствами связи, сохранен запрет на общение. Суд признал обоснованными все доводы следователей.
Следствие ссылалось на стандартные основания: может скрыться или окажет давление на своих сотрудников и других свидетелей. Но в Следственном комитете ждут важных свидетелей. По словам следователя Алексея Весельева, бывшие и нынешние сотрудники АФК «Системы», уехавшие заграницу, готовы вернуться и свидетельствовать по делу.
Адвокаты Евтушенкова Александр Гофштейн и Владимир Козин в свою очередь требовали освободить бизнесмена: они ссылались на ухудшение его здоровья и уверяли, что без него компания может даже обанкротиться. После заседания Гофштейн обещал обжаловать решение о продлении ареста. От дальнейших комментариев он отказался.
План следствия
На заседание суда Евтушенков приехал лично. В суд он прошел с черного хода. Не став общаться с журналистами, он сразу же вошел в зал заседания. Дело рассматривала судья Валентина Левашова. В маленький зал вместились далеко не все желающие, а судебным приставам пришлось принести дополнительные скамейки и стулья. Заседание суда началось с задержкой на полчаса: опоздал прокурор.
Первым выступил следователь Алексей Весельев. Он кратко рассказал суть предъявленных обвинений, а потом сослался на стандартные основания УПК: обвиняемый имеет связи и влияние, поэтому, оставшись на свободе, он может скрыться, уничтожить доказательства и оказать давление на свидетелей.
На этот раз, в отличие от заседания Мосгорсуда (в конце сентября там рассматривалась жалоба на домашний арест), следователь не стал просить смягчить Евтушенкову условия домашнего ареста. До этого он предлагал разрешить бизнесмену ходить на работу и общаться с сотрудниками. Первое время после помещения Евтушенкова под домашний арест следствие выдавало ему специальные разрешения, чтобы он мог посещать работу.
Весельев отметил, что до окончания расследования ему необходимо допросить сотрудников АФК «Система», истребовать новые документы, а также получить ответы по международным запросам.
В процессе он также пояснил, что бывшие и нынешние сотрудники АФК «Системы», которые уехали заграницу, собираются вернуться и дать показания. В материалах дела, которые зачитывал Весельев, в качестве обвиняемых были названы зампредседателя совета директоров Александр Гончарук и старший вице-президент Сергей Дроздов. Ранее они уехали из России на лечение и в командировку и до сих пор не вернулись.
Предчувствие опасности
«Высказать свое мнение по заявленному ходатайству желаете?» – задала вопрос судья.
«Если бы мое мнение имело значение, я бы сказал», – бизнесмен подал плечами. Он заявил, что считает меру пресечения не чем иным, как оказанием на него давления. Так, Евтушенков напомнил, что расследование идет уже восемь месяцев, но за это время он не скрывался, не оказывался ни на кого давление и не планировал это делать.
«Говорить можно много, но своими словами я не смогу изменить решение суда, – подвел итог бизнесмен. – Но я бы принес больше пользы, если бы работал, а не сидел дома. А так….» «Правильно суд понимает, что вы возражаете против продления ареста?» – уточнила Левашова. «Да, правильно», – ответил Евтушенков. Согласно материалам дела, Евтушенков не признает вину.
Его адвокаты Гофштейн и Козин в этот раз не стали предлагать залог за бизнесмена. Ранее АФК «Система» была готова внести за бизнесмена залог в рекордную сумму 300 млн руб.
В своем выступлении Гофштейн утверждал, что ходатайство следователя составлено неграмотно и вообще не обоснованно: в нем нет доказательств, что Евтушенков собирается пуститься в бега или будет оказывать давление на свидетелей.
«Нет ни одного документа, свидетельствующего о рисках побега. Расследование было начато в апреле 2014 года. Он должен был чувствовать опасность, но он не скрылся, а наоборот, проявил себя как законопослушный гражданин», – выступал Гофштейн.
Он также отметил, что тяжесть преступления сведена к минимуму, так как все акции «Башнефти», принадлежащие «Системе» по решению Арбитражного суда Москвы взысканы в пользу государства (а не Башкирии, которая приватизировала их незаконно). Поэтому Башкирия не является потерпевшей стороной.
Козин добавил, что без Евтушенкова компания будет испытывать большие трудности и может даже обанкротиться. С момента ареста бизнесмена АФК «Система» оказалась без высшего руководства и ее стоимость снизилась более чем на 70%. «Без Евтушенкова компания не может принимать стратегические решения, – заявил Козин. – Продление его ареста может повлечь неисполнение требований кредиторов, массовые увольнения сотрудников и даже банкротство».
«Необходимо ему представить творить добро и трудиться на благо людей и страны», – подвел итог Козин.
Адвокаты отметили, что за время домашнего ареста, здоровье их клиента ухудшилось и теперь ему необходимо несколько раз в неделю ездить в клинику «Медси» и проходить различные терапии. Они представили соответствующую справку.
С места поднялся следователь Весельев. «Евтушенков несколько раз посещал лечебный центр, он общается с медицинскими работниками», – пояснил Весельев, заявив, что он не ограничивает обвиняемого в доступе к необходимой медицинской помощи. Поэтому он настаивал на продлении домашнего ареста с сохранением всех ограничений.
Судья Левашова удалилась в совещательную комнату, а затем удовлетворила ходатайство следствия.
История вопроса
Евтушенков был помещен под домашний арест 16 сентября. По версии следствия, Евтушенков совершил легализацию средств, полученных преступным путем. Речь идет о покупке АФК «Система» акций компании «Башнефть» в 2009 года за $2 млрд у компаний, владельцем которых считается бизнесмен Урал Рахимов – сын бывшего президента Башкирии.
Следствие считает, что акции «Башнефти» и других компании ТЭКа были похищены Рахимовым у Башкирии и проданы АФК «Система» по заниженной цене.
В рамках этого дела Рахимову заочно предъявлены обвинения в присвоении имущества и легализации средств (ст.160 и 174.1 Уголовного кодекса). По делу в июле был задержан бизнесмен Левон Айрапетян, которого следователи считают посредником в сделках. Но 3 октября Басманный суд по ходатайству следствия изменил ему меру пресечения на домашний арест.
А 30 октября Арбитражный суд Москвы удовлетворил иск Генеральной прокуратуры к АФК «Система» и признал приватизацию незаконной. По решению суда 81,67% акций «Башнефти» будут изъяты в пользу государства. АФК «Система» сообщила, что не будет подавать апелляцию, а взыщет убытки с продавцов – структур Рахимова.