Перейти к основному контенту
Общество ,  
0 

Строительство новой мечети в Москве обсуждается в суде

В Мещанском районном суде столицы рассматривается громкое дело по иску архитектора Ильяса Тажиева к Духовному управлению мусульман Европейской части России (ДУМЕР) о защите его авторских прав на проект реконструкции Московской соборной мечети в Выползовом переулке. Тажиев уверяет, что ДУМЕР незаконно отстранило его от строительства новой мечети. Подобных дел на таком духовном уровне в России еще не было. О данном деле пишет сегодня "Новая газета".
Фото: ИТАР-ТАСС
Фото: ИТАР-ТАСС

В ДУМЕРе же утверждают, что были вынуждены прекратить доступ Тажиева к строительству и рассматривать варианты привлечения нового архитектора после того, как были выявлены допущенные им многочисленные проектные ошибки и строительные браки. Кроме того, ДУМЕР полагает, что полноценного проекта в понимании градостроительного закона Тажиев не создал, и, как следствие, та часть мечети, которую под надзором Тажиева уже отстроили, не соответствует его же замыслу и его проекту. Эксперты, опрошенные "Новой газетой", считают, что при таком положении вещей ввести здание в эксплуатацию будет невозможно.

В 2004 году ДУМЕР заключило с генеральным директором ООО "Архитектурное бюро 2002" Ильясом Тажиевым первый договор на разработку этого проекта. В 2007 году, когда ДУМЕР получило от московских властей разрешение "на реконструкцию и новое строительство мечети", Ильяс Тажиев почему-то счел возможным строить мечеть без утвержденного проекта по черновым наброскам и на основании рабочей документации. "Строительство объекта с 2007 года осуществлялось по рабочей документации при параллельной разработке проекта", — следует из письма заместителя председателя Комитета государственного строительного надзора г. Москвы (Мосгосстройнадзор) Александра Пирогова.

И только в августе 2009 года, спустя два года, когда скрывать отсутствие проекта Тажиев уже не мог, он представил то, что было названо "Проект", параллельно экстренно утвердив свой труд или труд группы единомышленников в Мосгорэкспертизе. Однако в нем не были досконально проработаны архитектурный, конструктивный и инженерные разделы. Так, в своем проекте Тажиев обошел вниманием фасады будущей мечети, конструкции наружных стен, кровли и башен на ней, систему дымоудаления, тепловые пункты здания и проч. Поэтому этот документ не отражал то, что уже было фактически возведено. Этот факт не остался незамеченным для контролирующих органов. Из-за выявленных несоответствий московские власти разрешили строительство мечети по прошедшему экспертизу "проекту" только до конца марта 2010 года, при условии устранения всех погрешностей. Проще говоря, отмечает издание, строить согласно такому проекту нельзя.

Однако привлеченная в то же время ДУМЕРом строительная экспертиза выявила целый ряд допущенных браков и ошибок, которые угрожали конструктивной безопасности здания и на устранение которых ДУМЕР потратил целых два года и был вынужден отвлечь от строительства значительные денежные средства. Прежде всего специалисты отметили проблему с его осадкой: фундаментная плита первоначально была нагружена несимметрично и во время строительства могла бы переломиться. Во многих несущих конструкциях вообще отсутствовали деформационные швы. Также были сложности с колоннами — в некоторых частично отсутствовала арматура, в других она была заменена на арматурные стержни более низкого класса стали. Были отмечены и пустоты в плитах, на которые опираются колонны, а также недопустимо большие отклонения конструкций по вертикали — до 15 см. Много вопросов вызвало и низкое качество гидроизоляции подвалов. Сам Ильяс Тажиев утверждает, что браки появились уже после того, как его отстранили от работы. Однако новые специалисты, привлеченные ДУМЕРом после столь печальных результатов проверки, отношения к ранее допущенным бракам не имеют, а занимаются только необходимым "лечением" и усилением возведенных под надзором Тажиева конструкций.

Казалось бы, отмечает газета, что в таких недостатках конструкции виноваты строители (подрядчики ДУМЕРа), однако им приходилось строить фактически "с листа", не имея возможности системно планировать строительство по причине отсутствия всеобъемлющего проекта.

Кроме того, за подрядчиком постоянно надзирает (по крайней мере обязан надзирать) архитектор, который считает себя автором проекта строительства. Тем не менее с 2007 по 2009 год со стороны И.Тажиева не поступило ни одного тревожного сигнала. Специалисты говорят, что Тажиев не мог не знать о браках, поскольку на протяжении двух лет фактически осуществлял авторский надзор за стройкой. Должного внимания огрехам архитектор и назначенные его приказом лица не уделяли, пишет газета. Не стал он заниматься их устранением и позже, когда ДУМЕР предложило ему продолжить сотрудничество за приличную даже по московским меркам зарплату уже с новыми подрядчиками и проектировщиками. Это предложение он отверг, потребовав от ДУМЕРа за завершение своих "трудов" гонорар, в разы, по мнению муфтията, превышающий разумные размеры вознаграждений. На откровенное, как считают в ДУМЕРе, вымогательство муфтият не поддался.

Вместо устранения браков Ильяс Тажиев предпочел судиться с бывшими партнерами, требуя возвращения долгов и погашения издержек. И, судя по запрашиваемым суммам, двигала им отнюдь не жажда справедливости, отмечает издание. К ДУМЕРу и бывшему генеральному подрядчику и генеральному проектировщику в Арбитражный суд Москвы был подан иск о солидарном взыскании задолженности за выполненные работы почти на 150 млн рублей. Представить, что коммерческие структуры подают совершенно необоснованный многомиллионный иск к религиозной организации, финансируемой исключительно благотворительными пожертвованиями, в любом, даже светском государстве, невозможно. И это притом, что ДУМЕР, ставшее волей архитекторов ответчиком в светском хозяйственном суде, на пожертвования верующих строит храм, потребность в котором в Москве давно назрела.

В удовлетворении иска к ДУМЕРу суд истцу отказал — суд признал, что истец не обосновал свои исковые требования и счел их необоснованно завышенными. Однако Ильяс Тажиев и Алексей Колентеев не оставляют попыток подзаработать на Московской соборной мечети. В иске о защите авторских прав Хасавов настаивает на компенсациях в 2 млн рублей для каждого, а также, естественно, на оплате своих услуг. Главная цель Тажиева и Колентеева, видимо, заключается в признании исключительных авторских прав на проект реконструкции Московской соборной мечети. В этом случае мечеть сулит им золотые горы.

В ДУМЕРе опасаются, что признание авторских прав Тажиева на проект снова приведет к неконтролируемым тратам, сопоставимыми по размеру с уже сделанными. Тем более что реализовать утвержденный в 2009 году проект Тажиева невозможно и вряд ли целесообразно, пишет "Новая газета".

Теги
Видео недоступно при нулевом балансе

Лента новостей
Курс евро на 9 ноября
EUR ЦБ: 105,45 (-0,12)
Инвестиции, 08 ноя, 17:48
Курс доллара на 9 ноября
USD ЦБ: 97,83 (-0,24)
Инвестиции, 08 ноя, 17:48
Reuters узнало, что США потребовали от TSMC не поставлять КНР чипы для ИИПолитика, 07:09
Парк Помпеи ограничит число посетителей в сутки ради «приятного туризма»Общество, 06:59
Над Ростовской областью три дрона подавили средствами РЭБПолитика, 06:49
Богомаз сообщил о 14 сбитых над Брянской областью дронахПолитика, 06:46
В последнем штате завершили подсчет голосов и назвали победителя выборовПолитика, 06:33
Трамп предложил Харрис помочь с долгом $20 млн после проигрыша выборовПолитика, 06:16
В Брянской области сбили три беспилотникаПолитика, 05:41
Онлайн-курс Digital MBA от РБК Pro
Объединили экспертизу профессоров MBA из Гарварда, MIT, INSEAD и опыт передовых ИТ-компаний
Оставить заявку
По делу о взятке на ₽5 млрд арестовали имущество семьи экс-сотрудника МВДОбщество, 05:27
Эксперт рассказал, почему политика Трампа — это не одобрение РоссииПолитика, 05:12
Туск допустил скорое определение даты прекращения огня на УкраинеПолитика, 04:45
Премьер Нидерландов не поехал в Баку на фоне атаки на израильтянПолитика, 04:32
Кейт Миддлтон впервые появилась на мероприятии после химиотерапииОбщество, 04:00
Трамп опроверг планы взять в свою администрацию Помпео и ХейлиПолитика, 03:45
В Испании более 100 тыс. человек вышли на протесты после наводненияОбщество, 03:10