ЕСПЧ обвинил спецслужбы в причастности к нападению на главу «Мемориала»
Европейский суд по правам человека установил причастность официальных российских властей к нападению на генерального директора правозащитного центра «Мемориал» Олега Орлова и нескольких журналистов телеканала РЕН ТВ в 2007 году. Об этом говорится в сообщении, опубликованном на официальном сайте суда.
Из решения европейского суда следует, что российское правительство не предоставило «правдоподобного объяснения» рассматриваемым событиям. «Суд считает, что лица, которые вывезли истцов из гостиницы на поле недалеко от Нестеровской и подвергли их жестокому обращению в ночь на 23 ноября 2007 года, были представителями власти», — говорится в решении суда.
ЕСПЧ также присудил каждому заявителю по €19,5 тыс. компенсации.
Суд заключил, что официальные власти России лишили свободы пострадавших и пытали их, а также не провели расследование преступления надлежащим образом. Речь идет об инциденте, который произошел в 2007 году в Назрани, куда журналисты приехали в командировку для освещения митинга, связанного с гибелью шестилетнего ребенка во время спецоперации в Ингушетии. Орлов рассказывал, что ночью в гостиницу, где остановился он вместе с журналистами РЕН ТВ, ворвались неизвестные люди в камуфляжной форме. Они похитили мужчин, избили, отняли аппаратуру и личные вещи, после чего увезли за город, где угрожали убить, если те еще раз приедут в Ингушетию.
Как рассказал в комментарии РБК член правления «Мемориала» Олег Орлов, решение ЕСПЧ является «абсолютно верным, но запоздалым».
«В решении точно квалифицированы нарушенные статьи закона, однако если бы решение появилось оперативно (хотя бы несколько лет спустя) после нашего похищения, то это реально бы повлияло на развитие ситуации», — заявил Орлов.
По его мнению, промедление в расследовании указывает на то, что в России не обеспокоены последствиями от решений ЕСПЧ. «После обострения с ЕС уже никакие решения ЕСПЧ никого не устрашают в России: их воспринимают как очередное враждебное политическое решение и соответствующе к ним относятся», — утверждает правозащитник.
РБК также направил запрос на комментарий в Минюст. На момент публикации ответ от ведомства не поступил.