"Голубая смерть" в наших домах: как остановить взрывы бытового газа
Трагедия в московском ресторане Il Pittore на Нахимовском проспекте, произошедшая 9 января, унесла жизни трех человек, более 40 получили ранения. В результате взрыва в волгоградском ресторане "Белладжио" 14 февраля ранены 20 человек. 31 января в Сестрорецке (Курортный район Ленинградской обл.) вспыхнуло сразу несколько пожаров в квартирах семи жилых домов города. В результате аварии, которая произошла из-за повышения давления в газовой системе, без газа остались жильцы 1 тыс. 69 квартир.
19 февраля - взрыв газа в пекарне в подмосковных Горках-25: двое погибших и 11 раненых. 27 февраля в результате взрыва полностью обрушился второй подъезд и часть 3-го подъезда 6-подъездного девятиэтажного жилого дома в Астрахани. Погибли 10 человек, десятки раненых, более 100 человек остались без жилья. 2 марта - снова взрыв газа. На этот раз в петербургском ресторане "Харбин", где пострадали 12 человек. 10 марта в городе Энгельс Саратовской области в пятиэтажном шестиподъездном доме произошел крупный пожар, вызванный, по предварительным данным, взрывом бытового газа. Погибли 5 человек, 11 пострадали.
Зри в корень
Безусловно, самой резонансной в этой печальной хронологии стала трагедия в Астрахани. Только после нее всем, включая правительство, стала очевидна необходимость перемен в законодательной базе по обеспечению безопасности внутридомового газового оборудования (ВДГО).
После трагедии в Астрахани премьер-министр РФ Владимир Путин поручил создать правовую комиссию по устранению проблем, связанных с аварией в Астрахани. В ее состав вошли Ростехнадзор, МЧС, Минрегион, Минэнерго и другие заинтересованные стороны.
Но для того, чтобы разобраться в причинах участившихся случаев взрыва бытового газа, эксперты советуют обратиться к тому моменту, когда проблема только зарождалась.
В частности, отмечает заместитель генерального директора Института национальной энергетики Николай Хренков, проблемы безопасности внутридомового газового оборудования носят системный характер. В значительной степени они связаны с принятием за последние два десятилетия ряда нормативных документов, которые практически разрушили систему контроля ВДГО.
А началось все с того, что в 1992г. в России началась приватизация. Внутридомовое газовое оборудование, которое раньше находилось на балансе газораспределительных организаций (ГРО), в основном перешло в муниципальную собственность. Правда, ГРО продолжали следить за его состоянием, поскольку в тарифе на транспортировку газа была заложена надбавка на обслуживание ВДГО, но сама эта деятельность перешла в статус дополнительного бизнеса для газораспределительных организаций. Поэтому о замене изношенных внутридомовых газовых коммуникаций, особенно в условиях разразившегося в те годы экономического кризиса, речь даже и не шла.
В 1994г. вышел указ о создании жилищных инспекций, которые должны были контролировать безопасность предоставления коммунальных услуг, однако в реальности безопасностью ВДГО эти органы не занимались. Единственным исключением оставалась только жилищная инспекция Москвы.
В 1997г. был принят федеральный закон "О безопасности опасных производственных объектов", исключивший газовое оборудование жилых зданий из списка опасных производственных объектов. Тем самым оно было выведено из поля зрения Ростехнадзора.
После этого в 2003г. вступили в силу Правила безопасности систем газораспределения и газопотребления, где говорится о том, что их действие не распространяется на газовое оборудование жилых зданий. Тем самым государство окончательно скинуло с себя ответственность за безопасность систем газоснабжения в жилых домах. С тех пор в отношении безопасной эксплуатации ВДГО настал полный правовой вакуум.
Начиная с 2006г. решением Федеральной службы по тарифам (ФСТ) затраты на обслуживание ВДГО стали изыматься из розничной цены газа. Теперь техобслуживание и ремонт начали осуществляться только по заявкам жильцов за отдельную плату. В практическом плане это означает, что сознательные жильцы могут сколько угодно вызывать газовиков и платить им деньги за обслуживание, но их все равно может в любой момент взорвать сосед, которому совершенно наплевать на безопасность.
Кроме того, в 2005г. вступил в силу новый Жилищный кодекс РФ, в соответствии с которым был введен институт управляющих компаний (для управления многоквартирными жилыми домами), которым делегировано право либо заключать договоры со специализированными организациями на обслуживание ВДГО, либо заниматься этим самим. Однако, как всегда бывает, дьявол спрятался в деталях: в свое время было отменено лицензирование деятельности по техобслуживанию и ремонту ВДГО (ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности от 08.08.2001). На деле это привело к тому, что эту нишу смогли занять абсолютно любые организации. Они предлагали управляющим компаниям льготные условия, давали "откаты" главному начальнику и спокойно получали деньги, собранные с жильцов за обслуживание ВДГО. Занимался ли при этом кто-то в действительности ремонтом газового оборудования или нет - вопрос риторический.
При этом особо экономные управляющие компании, воспользовавшиеся предоставляемым Жилищным кодексом правом самостоятельно заниматься обслуживанием ВДГО, в России тоже стали далеко не редкостью. Как показала практика, компаний, которые экономили на обслуживании ВДГО, не заключая договор со специализированными организациями, оказалось довольно много. Какие специалисты там работали, не очень ясно, особенно в свете нехватки подготовленных кадров в сфере облуживания газового оборудования даже в ГРО.
Результаты всей этой законодательной непродуманности печальны. "Если в 1988-2001гг. из-за аварий, связанных с эксплуатацией бытового газового оборудования, среднегодовые показатели смертности в России обычно находились в пределах от 50 до 80 человек, то в 2005г. в результате аварий, связанных с эксплуатацией ВДГО, произошло 154 несчастных случая со смертельным исходом, в 2006г. – уже 208", - говорит Н.Хренков. По его словам, трудно предположить, что с начала 2000-х гг. россияне вдруг стали в три раза более рассеянными или стали в три раза чаще напиваться. "Просто все эти законодательные инициативы, в принятии которых руководствовались лишь экономическими факторами, забывая о безопасности, дали свои всходы", - подчеркнул эксперт.
Рост смертности от взрывов бытового газа инициировал принятие в 2008г. постановления правительства РФ №549 "О порядке поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан". В этом постановлении были прописаны две ключевые для безопасности ВДГО вещи. "Первая – определен статус организаций, имеющих право обслуживать внутридомовое газовое оборудование. Это газораспределительная организация, допущенная в установленном законодательством РФ порядке к осуществлению деятельности по техническому обслуживанию ВДГО и имеющая аварийно-диспетчерскую службу либо заключившая договор об оказании услуг аварийно-диспетчерской службы. Во-вторых, газоснабжающей организации прямо запрещено заключение договора поставки газа при отсутствии договора технического обслуживания ВДГО со специализированной организацией. То есть теперь управляющим компаниям и ТСЖ приходится волей-неволей заключать договоры с газовиками, чтобы регулярно обслуживать ВДГО", - продолжает Н.Хренков.
Кроме того, в 2009г. вышел приказ Министерства регионального развития "Об утверждении порядка содержания и ремонта внутридомового газового оборудования в РФ". Он детализировал многие моменты, связанные с обслуживанием ВДГО, хотя, по мнению экспертов, установил слишком большой срок обязательного планового обслуживания ВДГО - не реже 1 раза в 3 года.
Усиленные меры безопасности
В настоящее время сразу несколько ведомств задействованы в разработке поправок в законодательство для предотвращения несчастных случаев. В частности, глава Минрегиона Виктор Басаргин после аварии в Астрахани говорил о том, что его ведомство намерено разработать поправки в законодательство, обязывающие организации, управляющие многоквартирными домами, создавать службы технического обслуживания систем газоснабжения. "Будет вменено в обязанности: создать аварийные диспетчерские службы, создать службы технического обслуживания и возложить на них определенные функции надзора за техническим состоянием газового оборудования - как внутриквартального, так и внутридомового", - пояснял В.Басаргин.
А вот, например, производители газового оборудования, которые после участившихся случаев взрывов в начале 2012г. образовали свою ассоциацию (Российская ассоциация бытового газового оборудования), предлагают внедрение мер пассивной безопасности, а именно оснащение всего бытового газового оборудования портативными газоанализаторами (датчиками для определения утечки газа), которые автоматически перекроют подачу газа в случае утечки. "Помимо этого, ассоциация начала широкую информационно-образовательную кампанию, первым шагом которой станет создание обучающего ресурса в Интернете, позволяющего каждому желающему в простой и понятной форме получить подробную информацию о том, как правильно установить, включить и использовать любой из видов бытового газового оборудования, а также что делать в случае обнаружения утечки газа", - гордо рассказывает президент Российской ассоциации бытового газового оборудования Ян Гуламов.
Кроме того, новоиспеченная ассоциация планирует реализацию совместной программы с Федерацией рестораторов и отельеров по повышению уровня безопасности в заведениях: рестораны и кафе, прошедшие обучение и аттестацию в ассоциации, будут отмечаться специальными стикерами (наподобие стикеров "Wi-Fi"), подтверждающими безопасность их посещения.
В свою очередь Н.Хренков считает, что неплохо было бы принять федеральный закон или некий техрегламент о безопасности домового газового оборудования. Работа над ним уже велась в профильном комитете Госдумы, но после выхода 549 постановления она практически прекратилась. "Также неплохо, если госструктуры, муниципалитеты и газовики реализуют программу, которая позволила бы провести массовую замену изношенных газовых труб в многоквартирных домах, а также помогла бы малообеспеченным слоям населения в замене плит и колонок. Ведь они их по 40 лет эксплуатируют, и состояние многих оставляет желать лучшего", - резюмировал эксперт.
На эту же проблему после взрыва в Астрахани обратил внимание первый вице-премьер Виктор Зубков. По его словам, срок эксплуатации более 30% бытовых газовых плит в России превышает 40 лет. "Рванет в любой момент. Это не только газовые плиты, это и водонагревательное оборудование ", - говорил В.Зубков. Первый вице-премьер также перечислил проблемы, которые надо срочно решать. Он обратил внимание на отсутствие госконтроля по внутридомовому газовому оборудованию и на то, что статус такого оборудования как объекта повышенной опасности законодательно не закреплен. Кроме того, нет правового механизма, который заставил бы собственника заключить договор на техобслуживание газового хозяйства. Нормативных требований к организациям, которые проводят эту работу, также нет.
В.Зубков также обратил внимание на то, что в домах в принципе нет приборов контроля загазованности жилых помещений. Именно это, по его словам, могло стать одним из факторов взрыва в Астрахани. Первый вице-премьер пообещал, что требования к эксплуатации, контролю и ответственности всех тех, кто должен обеспечивать подачу газа в квартиры, а также безопасность жизни и здоровья граждан, будут ужесточаться.
Человеческий фактор
Статистика показывает, что чаще всего причиной взрывов бытового газа становится человеческий фактор. Вспомним историю, произошедшую 16 марта 2004г. в Архангельске. Бывший слесарь городской газовой службы, 27-летний Сергей Алексейчик, решился на своеобразную месть за свое увольнение с работы. Именно с этой целью, по версии следствия, он вскрыл системы газоснабжения в трех жилых домах центра Архангельска, надеясь таким образом обеспечить бывшим коллегам бессонную ночь. В двух домах аварийная служба успела устранить утечку газа, а крайний подъезд панельной девятиэтажки на проспекте Советских Космонавтов взорвался. В результате 58 человек погибли.
С.Алексейчик был приговорен к 25 годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима. Оговоримся, что "газовая" версия не была единогласно принята обществом и СМИ, многие отмечали недостаточную объективность и профессионализм в работе следователей.
Окончательной причины взрыва в Астрахани в феврале 2012г. следствием пока не названо. Но предварительно установлено, что центром взрыва была квартира на третьем этаже дома, в которой проживал 53-летний мужчина, ведущий антиобщественный образ жизни. Мужчина неоднократно в состоянии алкогольного опьянения высказывал намерение совершить суицид, пустив в квартире газ.
Бороться с мягко говоря неадекватными действиями таких персонажей весьма затруднительно. Им можно противопоставить только бдительность и здравомыслие наших сограждан. Только беда в том, что многие из них не знают, что делать при утечке газа. Для того, чтобы хотя бы частично исправить положение, публикуем краткую инструкцию.
Если вы почувствовали запах газа:
Закройте все краны на газовых приборах и на газоподводящих трубах. Откройте окна и двери, проветрите помещения. Выведите людей из загазованной зоны. Вызовите аварийную бригаду по телефону 04 (c мобильного - 040).
Ни в коем случае:
Не зажигайте огонь, не курите. Не включайте и не выключайте электроприборы (искры может быть достаточно для взрыва). Не устраняйте самостоятельно неисправности в газовом оборудовании и на газопроводе. Не производите самовольную газификацию дома (квартиры), перестановку, замену газового оборудования. Не вносите изменения в конструкцию газовых приборов. Не применяйте открытый огонь для обнаружения утечек газа.
И не забывайте, что в отличие от многих других документов, инструкции по технике безопасности пишутся не для галочки - нарушение этих пунктов может привести к трагедии.
Софья Пекарихина, РБК