В деле арестованного секретаря суда нашли пустой протокол с подписью
Адвокаты бывшего секретаря Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга Александра Эйвазова, который содержится в СИЗО по обвинению в воспрепятствовании правосудию и клевете на судью, нашли в материалах его дела пустой бланк протокола, подписанный потерпевшей — судьей Ириной Керро. Это указывает на возможную фальсификацию материалов дела, говорится в обращении адвоката правозащитного объединения «Команда 29» Евгения Смирнова к прокурору Санкт-Петербурга Сергею Литвиненко. Документ есть в распоряжении РБК.
Эйвазову вменяют в вину воспрепятствование правосудию (ст. 294 УК) и клевету в отношении судьи (ст. 298.1 УК). В конце 2016 года 23-летний секретарь уволился из Октябрьского районного суда и разослал около 80 обращений в МВД, Следственный комитет, прокуратуру, Верховный суд, трудовую инспекцию и другие инстанции с требованием проверить массовые нарушения в суде. После этого на него завели уголовное дело за отказ подписать протокол одного из судебных заседаний. Не желая ставить подпись, Эйвазов помешал осуществлению правосудия, сочли в ГСУ СКР по Петербургу. Сам Эйвазов настаивал, что протокол вел не он, а другой сотрудник суда, к тому же документ его попросили подписать задним числом, когда он уже не работал в суде.
В августе 2017 года Эйвазов был задержан. Сейчас предварительное расследование по делу завершено и защита Эйвазова знакомится с материалами дела. Во время их изучения адвокаты нашли протокол ознакомления потерпевшей (судьи Ирины Керро) с материалами дела (копия документа есть у РБК). Кроме подписи Керро на каждой из пяти его страниц никаких других записей в документе нет. На некоторых страницах подпись сопровождается расшифровкой.
Кроме того, на нескольких заявлениях Керро, где она просила следствие провести то или иное действие или назначить экспертизу, нет даты, указал Смирнов в своем обращении к прокурору города.
Речь может идти о том, что следователи потребовали у Керро подписать бланки заранее, чтобы затем самостоятельно заполнить от ее имени, то есть фальсифицировать, заявил в беседе с РБК руководитель «Команды 29» Иван Павлов. Установленная законом процедура предполагает приглашение потерпевшего в следственный орган, его личное ознакомление с материалами дела. Однако если следовать этой процедуре, можно упустить процессуальные сроки. Поэтому следователь мог решить заранее запастись документами, а затем задним числом их заполнить, предполагает Павлов.
Это признак фальсификации, согласился в беседе с РБК руководитель юридического департамента движения «Русь сидящая» Алексей Федяров. «Судья — человек занятой. Следователь пришел к ней и получил все, что нужно, без дат и деталей. А потом забыл проставить», — предполагает он. В данном случае следователей, вероятнее всего, просто «пожурят», сказал Федяров.
РБК направил запросы в главное следственное управление СКР по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, а также в Октябрьский районный суд Санкт-Петербурга.
Amnesty International и общество «Мемориал» признали Александра Эйвазова политзаключенным. Уголовное дело в отношении него возбудили в феврале 2017 года — через два месяца после того, как он разослал обращения в Верховный суд, правоохранительные органы и трудовую инспекцию. В числе нарушений, которые якобы допускали судьи Октябрьского райсуда, он называл фальсификацию судебных протоколов, «неформальные» отношения судей и прокуроров, унижения и оскорбления в адрес подсудимых, ночные заседания, а также существенные переработки сотрудников аппарата суда при зарплате менее 10 тыс. руб. Также Эйвазов выложил в интернет часть аудиозаписей судебных заседаний.
В феврале 2017 года в отношении Эйвазова завели уголовное дело, он скрылся и был объявлен в розыск. В августе его нашли в Сочи, задержали, доставили в Петербург и арестовали.