Последнее послание президента
Барак Обама в обращении «О положении страны» объявил главной угрозой США терроризм и нестабильность, а не «какую‑то сверхдержаву». Много говоривший об «Исламском государстве» Обама Россию упомянул всего трижды.
Главный враг
Барак Обама во вторник выступил с последним обращением «О положении страны». Его отчет перед конгрессом стал одним из самых оптимистичных за все семь лет его президентства, причем это касалось как внутренней, так и внешней политики.
По мнению Обамы, у США нет равных по силе противников. «США — самая могущественная страна на Земле. Точка. [Никакая другая страна] даже близко [не сравнится]. Мы тратим на наши Вооруженные силы больше, чем восемь последующих стран вместе. Наши войска — лучшая боевая сила в мировой истории. Ни одна страна не осмелится атаковать нас или наших союзников, поскольку знает, что это приведет ее к краху», — победоносно объявил президент США. Он напомнил также, что опросы общественного мнения в других странах показывают, что в настоящее время американские позиции выше, чем в тот период, когда он только занял президентское кресло. «Когда дело доходит до любого серьезного международного вопроса, народы мира не ждут, что лидирующую роль будут играть Пекин или Москва — они призывают нас», — объявил Обама.
Он назвал разгром международного терроризма важнейшим условием сохранения системы международной безопасности, сложившейся после Второй мировой войны. После Вьетнама и Ирака США должны использовать силу только в крайнем случае, напутствовал законодателей Обама. «Мы не можем вмешиваться и переустраивать каждую страну, оказавшуюся в кризисном положении. Это не лидерство, нас затягивает в трясину и ослабляет, когда мы допускаем, чтобы проливалась американская кровь и тратились средства», — заявил он. Но борьба с исламистами из запрещенного в России «Исламского государства» — как раз такой случай, уверен американский президент. «Если этот конгресс серьезно намерен выиграть эту войну и хочет послать сигнал нашим войскам и всему миру, то вы должны, наконец, разрешить использование вооруженных сил против группировки ИГ. Проголосуйте», — призвал он американских законодателей.
«Как тот, кто начинает каждый день с доклада разведки, я знаю, что [мы живем] в опасное время. Но это не из‑за сокращения американской мощи или угрозы какой‑то супердержавы. В сегодняшнем мире нам больше угрожают не империи зла, а недееспособные государства», — объявил Обама.
Соскользнувшие с орбиты
Россию Обама упомянул в своей речи лишь трижды: в уже приводившейся связке с Китаем, в пассаже о запуске СССР спутника, который подхлестнул исследование космоса в США, и в контексте Украины, когда президент перечислял геополитические вызовы. «Несмотря на то что ее экономика сокращается, Россия направляет ресурсы на поддержание Украины и Сирии — государств, которые у нее на глазах соскользают с орбиты ее влияния», — заявил Обама. И если поддержка Москвой режима сирийского президента Башара Асада — факт очевидный, то упоминание Киева вызывало вопросы. «Странная строчка. Пока больше похоже на то, что Москва направляет ресурсы на дестабилизацию Украины», — прокомментировал в Twitter бывший посол США в Киеве Стивен Пайфер. Комментаторы радиостанции NPR даже предположили, что спичрайтеры Обамы допустили смысловую ошибку.
«Чем хвастаться «уходом с орбиты России Украины», Обама должен был признать свой главный провал: с орбиты США ушла такая страна, как Россия», — прокомментировал глава думского комитета по международным делам Алексей Пушков выступление американского президента.
Более ранние заявления Обамы не оставляют сомнений в его скепсисе в отношении Москвы. «Россия является региональной державой, которая угрожает некоторым своим непосредственным соседям не от силы, а от слабости», — говорил он после присоединения Крыма к России в марте 2014 года. Только накануне вторничного выступления Обамы об этой оценке немецкие журналисты спрашивали российского лидера Владимира Путина. «Каждый человек, тем более президент Соединенных Штатов, имеет право иметь собственное мнение о ком бы то ни было — о своих партнерах, о других странах. Это его мнение. Так же как мне известно его мнение о том, что американская нация, Соединенные Штаты являются исключительными. Я не согласен ни с тем ни с другим», — сказал Путин.
Перечисление успехов
Послание конгрессу дало Обаме возможность подчеркнуть дипломатические достижения его предпоследнего года в президентском кресле. В 2015 году Вашингтону при поддержке европейских союзников и Москвы удалось заключить историческую сделку по иранской ядерной программе. «Пока мы говорим, Иран свертывает свою ядерную программу, избавляется от запасов урана, а мир — [от угрозы] очередной войны», — заявил Обама. Несмотря на то что во время его выступления произошел инцидент с задержанием иранскими пограничниками команд двух американских патрульных судов в Персидском заливе, Обама ни словом не обмолвился об этом. По договоренности между госсекретарем США Джоном Керри и его иранским коллегой Джавадом Зарифом все десятеро задержанных были освобождены и переданы американской стороне.
В минувшем году США нормализовали отношения с Кубой — после более чем полувекового перерыва в Гаване открылось американское посольство. «Пятьдесят лет изоляции Кубы обернулись провалом в продвижении демократии, заставили нас тормозить в Латинской Америке. Вот почему мы восстановили дипломатические отношения, открыли двери для путешествий и торговли и сделали ориентиром улучшение жизни кубинского народа. Вы хотите консолидировать наше лидерство и репутацию в [западном] полушарии? Признайте, что холодная война закончилась, и снимите эмбарго», — заявил законодателям Обама. Однако, как отмечает радиостанция NPR, конгресс, который должен снять эмбарго отдельным законом, вряд ли пойдет на этот шаг в ближайшем будущем из‑за нарушений на Кубе прав человека и преследования гражданских активистов.
Еще одним несомненным успехом Обамы стало подписание крупнейшего торгового соглашения за последние два десятилетия — в октябре США и 11 государств, имеющих выход к Тихому океану, заключили договор о Транстихоокеанском партнерстве (TPP). Но, как и в случае с кубинским эмбарго, реализация этого соглашения опять‑таки будет зависеть от конгресса. По словам Обамы, TPP «откроет рынки, защитит работников и окружающую среду и продвинет американское лидерство в Азии», заодно «сократив 18 тыс. акцизов на производящуюся в Америке продукцию и обеспечив создание хороших рабочих мест». Однако судьба договора еще не определена: против него выступают ряд крупнейших американских профсоюзов, а также значительная группа законодателей внутри Демократической партии.
Возрождение экономики
Во внутренней политике Обама представил, как пишет The New York Times, «исполненное надежд описание страны с возрождающейся экономикой и улучшившимися позициями на мировой арене». «США в настоящий момент имеют самую сильную, самую прочную экономику в мире. Мы находимся посредине самой длинной в истории полосы создания новых рабочих мест в частном секторе. Более 14 млн новых рабочих мест, лучшие показатели по росту рабочих мест с 1990‑х, снизившийся вдвое уровень безработицы», — заявил Обама членам обеих палат. Экономика США действительно демонстрирует впечатляюще результаты: число рабочих мест растет 70 месяцев подряд, а безработица с 10% на пике кризиса в начале 2009 года сократилась до адекватного уровня в 5%. Бюджетный дефицит, о чем также упомянул Обама, сократился за годы его президентства на две трети — с $1,4 трлн в 2009 году до прогнозируемых в 2016‑м $474 млрд.
Однако все далеко не так безоблачно. Радиостанция NPR, в частности, указывает на то, что президент не упомянул о росте реальных заработных плат, который в минувшем году составил всего 2,5%. Это, конечно, превысило годовую инфляцию, но простым американцам по‑прежнему не приходится ожидать серьезного роста личных доходов, который был характерен для второй половины 1990‑х и середины 2000‑х. Хотя американский президент сообщил, что за минувший год число рабочих мест в промышленности в США выросло на 900 тыс. человек (по декабрьским данным Минтруда США, в этой области заняты 12,3 млн американцев), промышленный сектор продолжает терять вес в экономике страны — в начале 1980‑х в этой области были заняты на 7 млн больше человек, также отмечает NPR.
Декабрьские данные ФРС об объемах промышленного производства тоже далеки от радужных — в ноябре они сократились на 0,6%. Это самое большое падение с марта 2012 года. Ранее опрошенные Bloomberg аналитики ожидали падения в размере 0,2%.
Предсказуемые провалы
В первом обращении к обеим палатам конгресса в 2009 году Обама обещал вывести все войска из Ирака и покончить с войной в Афганистане. Однако избранному на волне разочарования интервенционистской политикой Джорджа Буша-младшего Обаме не удалось достичь ни одной из этих целей. После захвата «Исламским государством» в позапрошлом году двухмиллионного Мосула на севере Ирака Вашингтону пришлось пересмотреть свою стратегию в регионе. Основной контингент американских войск был выведен из Ирака в конце 2011 года, в настоящее время в Ираке находятся около 3,5 тыс. американских военнослужащих, занимающихся подготовкой национальной армии и сил безопасности. Но Пентагон собирается направить в Ирак специализированные экспедиционные силы, именно на спецназ делает ставку Обама в борьбе с ИГ, указывает The New York Times.
Американские войска по‑прежнему останутся и в Афганистане, где запрещенное в России как террористическое движение «Талибан» в этом году добилось значительных успехов. Контингент в 5500 американских военнослужащих останется в этой азиатской стране как минимум до начала 2017 года.
Не удалось Обаме выполнить и другое предвыборное обещание — закрыть спецтюрьму для террористов на американской военной базе в кубинском Гуантанамо. Конгресс заблокировал все попытки Белого дома перевести заключенных в тюрьмы на территории США, приняв прямо запрещающий прекращение работы спеццентра закон и лишив Пентагон финансирования исследований о возможности переноса тюремного учреждения.
«Лидерство зависит от силы нашего примера, — объявил президент членам конгресса во вторник. — Вот почему я продолжу работать над закрытием тюрьмы в Гуантанамо — ее содержание обходится нам дорого, она вообще не нужна и лишь служит мишенью для пропаганды наших врагов». Как предполагает издание Foreign Policy, Обама еще может попытаться закрыть центр для заключенных, издав соответствующее распоряжение как глава исполнительной власти, но в таком случае республиканская оппозиция в конгрессе с большой долей вероятности опротестует этот шаг как выходящий за рамки компетенций президента.
В настоящее время в Гуантанамо содержатся под стражей более 100 человек, в основном талибы, захваченные в плен на ранних этапах войны в Афганистане. Только половина из них имеют шанс выйти на свободу или быть переправленными в тюрьмы в странах их происхождения, что американские власти сделали с большинством заключенных Гуантанамо. Остальные будут по‑прежнему содержаться под стражей, так как представляют для США слишком высокую террористическую опасность.