Суд отклонил жалобу на Бастрыкина по делу о крушении A321 в Египте
Басманный суд столицы в среду отказался удовлетворить жалобу адвоката Игоря Трунова, представляющего родственников погибших во время крушения самолета Airbus А321. Лайнер, на борту которого находились 224 человека, разбился 31 октября 2015 года через 23 минуты после взлета на Синайском полуострове. Самолет авиакомпании «Когалымавиа» следовал по маршруту Шарм-эль-Шейх — Санкт-Петербург.
По факту трагедии Следственный комитет России возбудил уголовное дело по статьям «оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности» и «нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта» (статьи 238 и 263 Уголовного кодекса).
С жалобой на ход расследования и действия председателя Следственного комитета Александра Бастрыкина адвокат Трунов обратился в суд в середине декабря. Он настаивал, что, хоть он и представляет интересы родственников погибших, в том числе Нины Смоленковой, его не допускают к делу, а его жалобы, которые он посылает в СКР, игнорируют.
Кроме этого следователи не торопятся официально признавать родственников потерпевшими и не допускают их знакомиться с материалами, указывал Трунов.
«До сих пор мы не знаем, по какой статье квалифицируется дело: это теракт или нарушение правил воздушной безопасности», — объяснял Трунов.
Не адвокат, а гражданин
В суде представитель следственной группы оправдывался, что Трунова не допускали к делу из-за того, что его доверительница Смоленкова не написала официального ходатайства о допуске адвоката. А его обращения не игнорировали — просто не применили к нему сокращенные сроки ответа.
«Обращение Трунова было расценено не как ходатайство адвоката, на которое следует ответить в течение трех дней, а как письмо обычного гражданина, отвечать на которое можно в течение месяца», — объяснял следователь.
Но Трунова поддерживал прокурор. «Я полагаю, что следственный орган был неправ. Следователь обязан был допустить адвоката в качестве представителя потерпевшей, для этого не требуется отдельного обращения», — выступал гособвинитель. Он отмечал, что следствие также не имеет права требовать от адвоката показать соглашение, которое он заключил со своими доверителями, так как оно является адвокатской тайной.
«А вдруг нет соглашения?» — предположил судья Артур Карпов.
«Как это нет? Меня, одного из самых известных адвокатов России, хотят назвать мошенником?» — возмутился Трунов.
Юридическая сила в США
Также судья отказался обязать СКР возбудить уголовное дело в отношении сотрудников страховой компании «Ингосстрах», которая производит выплаты семьям погибших. Трунов в суде утверждал, что фирма неоправданно требует от родственников подписывать расписки о том, что они не имеет никаких финансовых претензий к организации, в том числе у них нет требований о компенсации морального вреда, стоимости багажа или погребальных расходов.
В суде прокурор настаивал, что такие расписки не имеют юридической силы в России. Но Трунов парировал, что зато имеют юридическую силу в США, куда семьи погибших как раз планируют подать иски к лизинговой компании и уже ее страховщику.