Суд оставил экс-министра Улюкаева под домашним арестом
Басманный суд Москвы на три месяца продлил домашний арест экс-министру экономического развития Алексею Улюкаеву, который обвиняется во взятке. Такое решение приняла судья Наталия Дударь, передает корреспондент РБК из зала суда.
4 апреля срок следствия был продлен до середины августа этого года, объявил на заседании следователь Роман Нестеров. Само расследование, по его словам, подходит к концу и скоро защита Улюкаева приступит к ознакомлению с материалами дела. Однако СКР предстоит допросить еще не меньше 15 свидетелей и дождаться заключений двух уже проведенных экспертиз — фонографической и психолого-лингвистической. Несколько свидетелей по делу уже допрошены и это люди из числа непосредственных подчиненных Улюкаева, уточнил Нестеров.
Наличие в деле показаний чиновников Минэкономразвития, по его словам, является одним из аргументов в пользу продления домашнего ареста бывшему главе ведомства: «Улюкаев, используя свои связи, может воздействовать на указанных лиц», — сказал Нестеров. Другим аргументом является «особая сложность» дела, добавил следователь.
Дело Улюкаева: что известно на данный момент
Следствие учитывает положительные характеристики Улюкаеву, наличие у него семьи и состояние здоровья, и все это не препятствует его содержанию под домашним арестом, считает Нестеров. Так, СКР разрешил обвиняемому посещать лечебно-реабилитационный центр, и менять ему меру пресечения для этого не понадобилось.
«Очень трудно представить, как Улюкаев может повлиять на свидетелей», — возразил адвокат Тимофей Гриднев. Еще один адвокат Лариса Каштанова попросила суд отпустить Улюкаева под подписку о невыезде или хотя бы разрешить ему гулять дважды в день. Защитник Виктория Бурковская возразила на довод следователя, что дело представляет особую сложность и требует длительного расследования: в нем всего один эпизод.
Дело против Улюкаева было возбуждено в ноябре прошлого года и касалось сделки по покупке «Роснефтью» доли компании «Башнефть», принадлежащей государству (50,8%). В ночь на 15 ноября Улюкаев был, по данным СКР, взят с поличным в офисе «Роснефти» при получении взятки в $2 млн (более 130 млн руб.) у представителей госкомпании. Деньги, по версии следствия, экс-министр вымогал за положительное заключение Минэкономразвития в отношении покупки. При этом в случае отказа давать взятку он обещал создать госкомпании препятствия, рассказывала официальный представитель СКР Светлана Петренко. К руководству «Роснефти» у следствия претензий нет, законность самой сделки СКР также не ставил под сомнения.
После задержания Улюкаева президент России Владимир Путин подписал указ об увольнении его с должности министра в связи с утратой доверия. Сам Улюкаев не признает вину. Его адвокат Тимофей Гриднев утверждал, что экс-министр расценивает случившееся как провокацию.
В деле есть положительные характеристики Улюкаеву, которые дали председатель правления «Роснано» Анатолий Чубайс, глава ВТБ Андрей Костин, президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин и ректор РАНХиГС Владимир Мау. Костин, по данным источников телеканала «Дождь», мог сыграть роль в договоренности о взятке между Улюкаевым и «Роснефтью», передав требования министра президенту госкомпании Игорю Сечину. Глава ВТБ отказался комментировать эту информацию.
Разработка Улюкаева началась не менее чем за год до задержания, утверждали источники РБК. Оперативным сопровождением занималась Федеральная служба безопасности, а курировал операцию начальник управления собственной безопасности ФСБ Олег Феоктистов, который в сентябре перешел на должность вице-президента «Роснефти». Источники РБК тогда связывали перевод Феоктистова с тем, что он «перестарался с министром». В марте Феоктистов вернулся на службу в ФСБ и стал кандидатом на пост замглавы ключевого подразделения структуры — службы экономической безопасности (СЭБ), утверждали источники РБК; об этом же сообщили 11 апреля источники «Коммерсанта».
В марте источники «Дождя» сообщили о планах Кремля «отпустить Улюкаева с миром» и переквалифицировать ему обвинение на менее тяжкое — превышение полномочий. Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков эту информацию отрицал и напоминал, что «точку в деле может поставить только суд».