Западная пресса о катастрофе самолета Л.Качиньского под Смоленском
Популярный интернет-блог Business Insider (businessinsider.com), специализирующийся на событиях экономического характера, задается вопросом: почему польское руководство все еще летает на самолетах Ту-154? Несмотря на то что российские власти склонны винить в крушении лайнера Л.Качиньского экипаж, принявший решение сажать самолет в сложных погодных условиях, обозреватель Business Insider Джо Визенталь (Joe Weisenthal) считает версию, связанную с техническими неполадками, более правдоподобной. "Печально, но решение польских властей поддерживать в своем авиапарке самолеты Ту-154 по крайней мере частично обусловлено финансовыми соображениями", - пишет комментатор. По мнению Дж.Визенталя, авиакатастрофа под Смоленском имеет отдаленную связь с глобальным экономическим кризисом, поскольку "покупка новых самолетов во времена, когда вся Европа вынуждена затягивать пояса, смотрелась бы непозволительной роскошью".
Американская газета New York Times концентрируется на взаимоотношениях погибшего Л.Качиньского с пилотами правительственного авиаотряда, рассуждая об особом давлении, которое испытывает на себе экипаж, перевозящий первых лиц страны. В августе 2008г. Л.Качиньский, летевший в Тбилиси поддержать Михаила Саакашвили в российско-грузинском конфликте, вступил в спор с пилотом, требуя посадить самолет в столице Грузии, несмотря на рискованные обстоятельства. Тогда командир экипажа не подчинился президенту и направил лайнер в соседний Азербайджан, откуда Л.Качиньскому пришлось добираться в Грузию на автомобиле, напоминает американское издание. По данным польской газеты Dziennik, Л.Качиньский после того случая пригрозил своим пилотам санкциями, заявив: "Если человек решает быть летчиком, он не должен бояться ничего". В развитие темы New York Times приводит мнение бывшего президента Польши Леха Валенсы, рассказавшего в интервью польской Gazeta Wyborcza о сложностях, с которыми сталкивается экипаж "литерных" авиалайнеров. По словам Л.Валенсы, пилоты всегда консультируются с VIP-клиентами по поводу тех или иных трудных ситуаций и зачастую решающее слово остается именно за VIP-пассажиром.
Французская Le Monde интересуется, какое влияние на польскую политику окажет трагедия под Смоленском. Газета публикует интервью с доктором политологии Университета Париж-Дофин, специалистом по Польше Жеромом Орто (Jerome Heurtaux). В нем эксперт отмечает, что одновременная гибель столь большого числа государственных чиновников, военачальников и представителей интеллигенции - беспрецедентная трагедия для польской республики, однако кризис государственной власти стране не грозит и политическая преемственность будет обеспечена без потрясений. "Авиакатастрофа под Смоленском является катастрофой политической, но не институциональной", - говорит Ж.Орто. Что же касается Катыни как рокового символа для поляков, французский политолог замечает, что Л.Качиньский летел туда не просто как польский гражданин, желающий почтить память своих собратьев, но и как государственный политик, противник премьера Дональда Туска. Последний побывал на мемориальном комплексе в Катыни за несколько дней до президентской делегации и, как показалось польским наблюдателям, заручился моральной поддержкой премьер-министра России Владимира Путина. Л.Качиньскому было необходимо составить Д.Туску своеобразную "конкуренцию", поскольку для Польши Катынь давно стала важным фактом не только истории, но и текущей политики, подчеркивает Ж.Орто.
В субботу, 10 апреля 2010г. Польша разом лишилась практически половины высшего политического и военного руководства страны. В катастрофе президентского лайнера Ту-154 под Смоленском погибла вся польская делегация (88 человек), направлявшаяся в Катынь на поминальные мероприятия, приуроченные к 70-летию расстрела тысяч польских офицеров сотрудниками НКВД. В авиакатастрофе погибли президент Республики Польской Лех Качиньский и его супруга Мария, вице-маршалы сейма Ежи Шмайдзиньский и Кшиштоф Путра, вице-спикер сената Кристина Боченек, глава президентской канцелярии Владислав Стасяк, заместитель министра иностранных дел Анджей Кремер, заместитель министра обороны Станислав Коморовский, глава Нацбанка Польши Славомир Скшипек, депутаты польского парламента и высокопоставленные сотрудники президентской администрации. Кроме того, жертвами трагедии стали руководители польских силовых органов, представители высшего генералитета и, наконец, заслуженные общественные и религиозные деятели.