Фигуранты «кокаинового дела» заявили о провокации со стороны спецслужб
Правоохранительные органы намеренно совершили провокацию в отношении фигуранта «кокаинового дела» Иштимира Худжамова, заявил его адвокат Дмитрий Миненко, передает корреспондент РБК.
По его словам, МВД и ФСБ «искусственно создали условия» для возникновения у обвиняемого «умысла на совершение преступления, в котором его обвиняют», а вместо того, чтобы пресечь контрабанду еще в конце 2016 года, они начали «искать лиц, которых можно за нее привлечь».
«Была совершена провокация», — сказал Миненко.
По словам самого Худжамова, на момент изъятия и подмены кокаина, 8 декабря 2016 года, он с предполагаемым организатором поставки знаком не был. «В начале октября Андрей Ковальчук предложил нам подзаработать. Мы с [Владимиром] Калмыковым все взвесили и решились. Ни о каком криминале мы не думали. Как можно не доверять человеку, который входил в посольства и консульства, как к себе домой, у которого звание — полковник?» — сказал Худжамов.
Адвокат Андрей Шалаев, который представляет интересы другого фигуранта «кокаинового дела» Владимира Калмыкова, заявил, что его клиент «не знал и не мог знать, что в коробках, которые прилетели из Аргентины, находится какое-то наркотическое средство».
Калмыкова ввел в заблуждение «его давний знакомый» Андрей Ковальчук, заявил Шалаев. «Он попросту хотел получить некую выгоду от перепродажи кофе, который, как он думал, находится в коробках. У здравомыслящего человека никогда не возникнет даже мысли, что на территории склада МИДа могут возникнуть наркотики», — заявил адвокат.
По словам Шалаева, Калмыков считал Ковальчука влиятельным сотрудником МИДа и «не был осведомлен о его преступной деятельности».
Сам Калмыков на слушаниях в суде также заявил, что невиновен, а сотрудники правоохранительных органов специально искали людей, на которых можно переложить ответственность. «Наркотики были изъяты в Аргентине еще 8 декабря 2016 года, но дело тогда возбуждать не стали. Сотрудники ФСБ и МВД стали искать людей, которым можно впарить данный кокаин под любым предлогом», — сказал Калмыков.
По его словам, осенью 2017 года Ковальчук предложил ему перепродать элитный кофе. «Я поверил Ковальчуку, которого знал около десяти лет, что можно заработать какую-то копейку. Он мне представлялся сотрудником МИДа, офицером спецслужб, я ему доверял. Я передал ему деньги. Он мне позвонил и сказал, что кофе будет доставлен спецбортом МИДа», — рассказал Калмыков. Он также отметил, что звонили сообщить о прибытии чемоданов в Москву те же сотрудники ФСБ и МВД, которые потом их задерживали. «Это искусственно было сделано», — утверждает Калмыков.
По словам Худжамова, он и Калмыков сотрудничали со следствием и помогали проводить следственные эксперименты. «12–15 декабря, до того как мы попали в СИЗО, мы проводили следственные эксперименты, чтобы привлечь Ковальчука в Россию и чтобы его здесь задержали. Мы абсолютно работали на следствие», — подчеркнул Худжамов.
Владимир Калмыков и Иштимир Худжамов, арестованные в рамках «кокаинового дела», работали в московских компаниях. Они были задержаны в Москве при попытке забрать чемоданы с мукой, которой подменили кокаин, найденный в подсобном помещении школы при российском посольстве в Аргентине.
О том, что спецслужбы России и Аргентины организовали спецоперацию по пресечению контрабанды почти 400 кг наркотика, стало известно в феврале. Организатором поставки аргентинские СМИ назвали бизнесмена Андрея Ковальчука, скрывающегося в Германии.
Позже суд в Берлине выдал разрешение на его арест. Сейчас немецкие власти рассматривают вопрос о его экстрадиции в Россию. Сам Ковальчук заявил, что наркотики в школу при российском посольстве в Аргентине подбросила местная полиция и спецслужбы США. Сделано это было для того, чтобы «дискредитировать российскую дипмиссию».