«Вибрации не будет!»: как прошло открытие «Санкт-Петербург Арены»
Элитный спорт
В это действительно трудно поверить, но стадион в Санкт-Петербурге построен, и городские власти начинают проверять его функциональную готовность. Для этого и требуются реальные люди, а не бесчисленные комиссии или суды вокруг него. В этот раз только зрителей было более 10 тыс., а с учетом охраны и все 15 тыс. В конце февраля на очередное тестовое мероприятие (рок-фестиваль) должны прийти уже 35 тыс. человек. Смысл этого и последующих тестирований заключается в том, чтобы полностью сымитировать ситуацию рядового посещения стадиона болельщиками — от прохода через турникеты до акустики чаши стадиона.
«Санкт-Петербург Арена» расположена на Крестовском острове. Высота стадиона 110 м. Общая площадь 287 тыс. кв. м. Стадион получил статус арены высшей категории разряда А (международная классификация «Элит»). Общая стоимость стадиона — 43 млрд руб. Вместимость — 67,8 тыс. зрителей на футбольных матчах, до 80 тыс. на концертах. Стадион способен принимать спортивные события практически любого характера. На стадионе пройдут футбольные матчи Кубка конфедераций — 2017, чемпионата мира — 2018 и чемпионата Европы — 2020.
За время строительства с 2007 года много чего изменилось: архитектор стадиона японец Кисё Курокава успел умереть, а Крестовский остров, где и расположен стадион, неожиданно превратился в самый элитный район города. Похоже, что власти города, давая разрешение на массовое строительство, да еще и малоэтажного элитного жилья, сами не очень верили, что стройка когда-нибудь закончится. Не до конца понятна мотивация людей, покупающих квартиры в этих домах. Уже первый, субботний тест сразу показал, с чем придется сталкиваться каждую неделю, а может, и чаще, жителям элитных пентхаусов. Тихие улочки, ведущие к стадиону, были перегорожены «КамАЗами», по пути предполагаемого следования фанатов стояли машины полиции, из окон на это посматривали обеспокоенные жильцы. Еще не хватало нескольких рядов ОМОНа, которые будут намертво перекрывать улицы, чтобы сдерживать потоки болельщиков.
Но к апрелю — тогда должны состояться первые матчи «Зенита» на новом стадионе — будет уже полный набор. Скоро, всего через пару месяцев, рядовая ситуация для стадиона «Петровский» — пока формально домашней арены «Зенита» — переместится по соседству, на Крестовский, но уже в другом масштабе. Вместимость «Петровского» — 21 тыс. зрителей, и даже это количество становилось причиной перекрытия всех ведущих к стадиону улиц. Вместимость нового стадиона — 68 тыс. на матчах и до 80 тыс. во время проведения концертов.
В том, что эти тысячи зрителей будут, сомневаться не приходится. «Петровский» давно не отвечал запросам желающих посмотреть игры «Зенита» вживую. Кроме того, последние несколько лет клуб активно занимался наружной рекламой буквально каждого своего матча, что делалось не в расчете на маленький «Петровский» с одним из самых высоких показателей заполняемости трибун в России. Очевидно, что со статусом элитного района теперь Крестовскому придется расстаться.
Было много разговоров, как же будет называться новый стадион — «Газпром арена», «Зенит арена» или «Крестовский». В ближайшие годы, минимум до чемпионата мира по футболу 2018 года, он будет носить имя «Санкт-Петербург Арена» — такое название утвердила ФИФА. При этом власти города не исключают, что потом могут переименовать стадион.
Режимный объект счастливого чиновника
Пока внешне территория вокруг комплекса напоминает режимный объект: высокие стены с колючей проволокой, собаки с охраной, проверка днищ автобусов. И по всему этому недавнему хаосу ходит широко улыбающийся вице-губернатор Петербурга Игорь Албин — именно он отвечает в последнее время за строительство стадиона (Албин работает в администрации Петербурга с 2014 года). Если честно, я первый раз видел чиновника такого уровня абсолютно счастливым и даже беззаботным. Было немного ему завидно.
Внутри стадиона на сигвее рассекал глава Городского центра размещения рекламы (ГЦРР) Григорий Путинцев. Бюрократический казус сделал его формальным хозяином стадиона с 11 по 22 февраля. Он тоже был абсолютно счастлив.
— Все испугались, а мы не боимся быть хозяевами. Я был в Сочи на открытии стадиона. Наш и их сравнивать вообще нельзя. Мы успели все сделать! А в Сочи были сплошные доделки после открытия. У нас же все продумано: вентиляционные, эвакуационные системы. Хотя работали мы в военных условиях.
Чуть позже Путинцев признался, что на стадионе есть отдельные недоработки: «В комнате задержаний оказались не прикручены скамейки. А виноват оказался я — это же мой стадион».
«Приехали инспекторы, попрыгали на поле»
За время строительства вокруг стадиона было столько скандалов, что перечислять все — дело бессмысленное. Некоторые из них будут идти еще долго — город судится с бывшими подрядчиками. Но главной болевой точкой последних месяцев была одна из основных особенностей арены — выкатное поле. Буквально за считанные минуты травяной газон полностью покидает пределы чаши стадиона, чтобы проветриваться на свежем воздухе Финского залива. В мире такие используются еще только на трех стадионах. И именно это поле не устроило ФИФА — его инспекторы посчитали, что оно будет излишне вибрировать под игроками.
«В России вообще нет нормативов по вибрации полей, — оправдывается главный инженер городского Фонда капитального строительства и реконструкции Петр Максаков. — Фактически мы разрабатывали их с нуля. Но приехали инспекторы, попрыгали на поле и посчитали, что оно не соответствует их стандартам».
В результате в ближайшие дни будет усилено основание, на котором лежит поле, добавлены дополнительные точки опоры — 720 домкратов с электроприводом. За счет этого будет уменьшена амплитуда вибрации. В итоге общее количество точек опоры будет увеличено более чем в два раза. По словам Максакова, на мобильности поля это никак не отразится — оно должно полностью выезжать на свежий воздух за 20 минут. Главный инженер уверяет, что все работы будут закончены к концу февраля — тогда очередная комиссия ФИФА приедет проверять поле.
Даже в день открытия стадиона руководство Петербурга продолжало заочную пикировку с предыдущими подрядчиками строительства (компании «Транстрой СПб» и «Инжтрасстрой СПб»), отстраненными городом от проекта. Накал ненависти такой, что Албин предпочитает даже не называть их имена. Но поскольку все основные работы выполнили именно эти компании, то, по мнению вице-губернатора, на них лежит и основная вина в чрезмерной вибрации выкатного поля. Отметим, что само поле в настоящий момент выкачено за пределы стадиона и занесено снегом. К очередному визиту чиновников ФИФА его закатят обратно и уже оставят внутри надолго.
«Вибрации не будет!» — уверено обещает Албин. Он оценил работы по укреплению поля в десятки миллионов рублей. Конечная смета всего строительства — примерно 43 млрд руб.
После шоу на стадионе Албину «от благодарной общественности» вручили Кубок за борьбу с долгостроем и боксерские перчатки для борьбы с нерадивыми подрядчиками. То есть битва продолжается, градус ненависти не снижен.
Тесты ритуалов
Временный «владелец» стадиона Григорий Путинцев, помимо того что руководит ГЦРР, еще является и главным городским байкером — он президент Ассоциации мотоциклистов Петербурга. Этим и объясняется выбор финальной части шоу «Первый посетитель»: по бетонному основанию стадиона с ревом носились машины и мотоциклы. Само шоу постаралось посетить все городское руководство, от спикера Законодательного собрания Вячеслава Макарова до губернатора Георгия Полтавченко, который даже честно поднимал «волну» со всем стадионом. Кстати, сделать «волну» тоже нужно было для полноценного тестирования.
На стадионе в день теста были соблюдены все ритуалы. Так, у трибуны активных фанатов, которая находится за воротами, выстроились «космонавты» — полицейские в полном защитном обмундировании, включая шлемы. Хотя понятно, что в этот день никаких активных фанатов на стадионе не было.
Среди звездных гостей шоу отметился только легенда «Зенита» вратарь Вячеслав Малафеев. Он недавно закончил свою карьеру в клубе, но зато похвастался, что первым из одноклубников вступил в чашу стадиона. Он намекнул, что скоро на стадионе должен пройти матч ветеранов, в котором он не прочь принять участие.
«Санкт-Петербург Арена» — лишь один из элементов того, что строится городом к Кубку конфедераций, который пройдет в этом году, и чемпионату мира 2018 года. Уже возведено или глубоко реконструировано несколько мостов, проходческий щит несколько дней назад закончил рыть тоннель станции метро «Новокрестовская» — пассажиры с нее будут выходить прямо к подножию стадиона.
«Стадион очень сложно расположен, на самом берегу Финского залива. Поэтому мы, например, не могли обеспечить требования ФИФА о том, чтобы прямо у стадиона была парковка на 5 тыс. машин. В паркингах у стадиона можно поставить только 2 тыс.», — рассказывает генеральный директор «КБ высотных и подземных сооружений» Владимир Павлов. В результате недостающие места будут организованы на другой стороне Финского залива, в Приморском районе. А от него к стадиону ведет пешеходный Яхтенный мост.
«За такие бабки построили обычный стадион»
Несмотря на начало тестирования и формальное завершение строительства, на стадионе еще есть над чем поработать. Фронт для работы вице-губернатору Албину подкинул и корреспондент РБК. Несколько месяцев назад в интернете появилась фотография трибунного кресла, упирающегося передней частью в бетонную стену, что исключает возможность сидеть в нем. Проверить реальность фотографии, что она сделана на «Санкт-Петербург Арене», было невозможно до открытия.
Но в субботу, 11 февраля, корреспондент РБК нашел это кресло. Это угловой сектор B1, первый ряд, самое крайнее левое кресло. Так как места еще не пронумерованы, то определить более точно нельзя. По логике таких мест на стадионе может быть минимум четыре, с каждого угла зрительного зала. Возможно, такие же кресла есть на верхних ярусах стадиона — туда пока не пускают.
После окончания шоу корреспондент РБК отвел Игоря Албина к этому злосчастному креслу. «Все понятно. Так получилось, когда их выравнивали», — тут же определил суть проблемы вице-губернатор. Более того, он предположил, что на стадионе таких кресел много. В любом случае он пообещал в воскресенье начать проверку стадиона на выявление таких мест. Любопытно, что кресла были закуплены еще восемь лет назад, то есть когда стадион предполагалось построить за 6 млрд руб. и всего за три года. И с тех пор эти кресла валялись ненужным грузом.
Десятилетнее ожидание сыграло с «Санкт-Петербург Ареной» злую шутку. Пришедшие на стадион первые зрители были слегка разочарованы увиденным. «За такие бабки построили обычный стадион. Стекло, пластик, металл», — говорили посетители, входившие в «летающую тарелку» Кисё Курокавы.