Театры назвали главные угрозы для своих бюджетов во время пандемии
Обязательная шахматная рассадка создала серьезные сложности для экономики московских театров. Даже продав все разрешенные 50% билетов, они теряют до двух третей выручки. Но эта проблема меркнет перед угрозой новых карантинных мер, о которых все больше слухов в последние недели. Об этом говорят руководители театров, с которыми поговорил РБК.
Театральный сезон 2019/20 пришлось завершить досрочно. Театры, цирки, музеи, концертные залы и кинотеатры были закрыты в середине марта из-за коронавируса. Возобновить работу театрам разрешили с 1 августа. При этом на них наложили ряд ограничений: заполнять зал можно только на 50%, шахматная рассадка, жесткие требования по дезинфекции (вплоть до обработки биноклей) и социальной дистанции.
На сегодняшний день открылись все основные театры Москвы. Одним из последних начал юбилейный сезон «Современник» — 1 октября состоялась премьера спектакля художественного руководителя Виктора Рыжакова по пьесе Евгения Гришковца «Собрание сочинений».
По сравнению с началом прошлого сезона, отмечает директор Ленкома Марк Варшавер, выручка театра сильно сократилась. «Мы заполняем зрительный зал только на 50%. Но эти 50% — это не значит, что на 50% сократились доходы. Доходы сократились на 2/3, потому что большинство билетов — в партере, а они дорогие. Поэтому довольно серьезные потери в экономике», — сказал он РБК.
О падении продаж говорят и в Малом театре. По словам его директора Тамары Михайловой, выручка за сентябрь составила чуть больше половины от суммы, которая была годом ранее. «Мы стараемся не повышать цены, но и уменьшить их тоже не можем», — отметила она.
«Сейчас мы не зарабатываем ничего, выходим в ноль, — сказал РБК, в свою очередь, директор Московского театра сатиры Мамед Агаев. — Никакой прибыли нет. Конечно, я благодарен Собянину и департаменту культуры — нас поддерживают, выделяют деньги на зарплаты. Но они же не могут платить нам за спектакли».
Впрочем, в августе и первой половине сентября билеты продавались достаточно активно, по крайней мере в рамках 50-процентной квоты. Ситуация резко ухудшилась в конце сентября, когда кривая заболеваемости COVID-19 поползла вверх. Власти Москвы вновь ввели ограничения и озвучили рекомендации (особенно для людей возраста 65+) оставаться дома и исключить нахождение в местах скопления людей. Потом в Театре сатиры и «Ленкоме» прошел совместный с полицией рейд по поиску театралов пенсионного возраста. А 10 октября стало известно, что вход в театр для зрителей старше 65 лет власти столицы решили вообще закрыть.
«В последнюю неделю резкий всплеск очередной волны «информации», слухов и домыслов. Многие опасаются, что снова начнется карантин, и не хотят покупать билеты заранее», — рассказала заместитель директора «Театра.Doc» Виктория Холодова.
Про ухудшение ситуации говорит и исполнительный директор МХАТ им. М. Горького Татьяна Ярошевская: «Сейчас зрители боятся покупать билеты: раньше они делали это за два-три месяца до спектакля, а сейчас все чаще — накануне».
Теперь театры в значительно большей степени зависят от поддержки властей. Как сказали РБК в Минкультуры, ведомство добилось включения театров в перечень отраслей экономики, наиболее пострадавших из-за коронавируса. В сентябре замглавы министерства Алла Манилова пообещала, что за счет государственного финансирования «будут стараться обеспечивать минимум 60% обязательных расходов» театров.
В условиях пандемии театры стали сокращать количество спектаклей. В МХТ им. Чехова РБК сообщили, что «сейчас приходится играть не каждый день, потому что после долгого перерыва необходимо восстановить спектакли». А РАМТ отказался от спектаклей на малых сценах. «Там даже при 100-процентной заполняемости мало посадочных мест, а для 10–15 зрителей смысла показывать спектакль вообще нет», — пояснила директор театра Софья Апфельбаум.
К отменам приводит и заболевание сотрудников коронавирусной инфекцией. Особенно артистов, которые работают на сцене без средств защиты и соблюдения социальной дистанции.
Только за сентябрь и начало октября в театрах Москвы отменили и перенесли на более поздние даты около сотни спектаклей. В частности, премьерный «Сын» в РАМТе, новый спектакль «Ложные признания» в Театре Пушкина, показы в «Ленкоме», Театре Моссовета, «Современнике», «Сатириконе».