Верховный суд ограничил возможности ареста бизнесменов
Пленум Верховного суда (ВС) на прошедшем в режиме веб-конференции заседании 11 июня внес поправки в ранее принятые постановления, ужесточив критерии, соответствие которым необходимо для вынесения судами решения о взятии под стражу обвиняемых по делам в сфере предпринимательской деятельности.
В принятом пленумом ВС постановлении указывается, что по каждому ходатайству об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, когда речь идет о подозреваемых и обвиняемых по «предпринимательским» статьям Уголовного кодекса (УК), суд должен проверять, имеются ли в запросе следователя или дознавателя «конкретные сведения», подтверждающие то, что инкриминируемое преступление совершено не в связи с осуществлением фигурантом дела «предпринимательской деятельности и (или) управлением принадлежащим ему имуществом, используемым в целях предпринимательской деятельности, либо не в связи с осуществлением им полномочий по управлению этой организацией или не в связи с осуществлением коммерческой организацией предпринимательской или иной экономической деятельности», сообщает ТАСС.
Согласно постановлению пленума ВС, это правило касается индивидуальных предпринимателей и членов органа управления коммерческой организации, подозреваемых и обвиняемых по таким статьям УК, как:
- ст. 159 — «Мошенничество»;
- ст. 159.1 — «Мошенничество в сфере кредитования»;
- ст. 159.2 — «Мошенничество при получении выплат»;
- ст. 159.3 — «Мошенничество с использованием электронных средств платежа»;
- ст. 159.5 — «Мошенничество в сфере страхования»;
- ст. 159.6 — «Мошенничество в сфере компьютерной информации»;
- ст. 160 — «Присвоение или растрата»;
- ст. 165 — «Причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием»;
- ст. 201 — «Злоупотребление полномочиями».
При отсутствии в ходатайстве об аресте необходимых сведений удовлетворению оно не подлежит, предупредил ВС.
В постановлении пленума ВС особо подчеркивается, что одно лишь указание на «корыстный мотив подозреваемого или обвиняемого» не может служить основанием для признания деяния совершенным вне предпринимательской деятельности. При этом в случае если защита подозреваемого или обвиняемого просит отложить судебное заседание для предоставления документов, подтверждающих наличие у того статуса предпринимателя, суд должен пойти навстречу, продлив срок задержания до 72 часов.
Одновременно с этим, как отмечает ТАСС, пленум ВС указал судам на наличие у них права отказать во взятии под стражу подозреваемого или обвиняемого даже при наличии у следствия оснований полагать, что может скрыться от следствия и суда, воспрепятствовать расследованию или продолжить преступную деятельность.
«Судам следует иметь в виду, что наличие таких данных еще не свидетельствует о необходимости применения к лицу самой строгой меры пресечения в виде заключения под стражу. <...> Cуд обязан в каждом случае обсудить возможность применения в отношении подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления любой категории иной, более мягкой, чем заключение под стражу, меры пресечения вне зависимости от наличия ходатайства об этом сторон, а также от стадии производства по уголовному делу», — пояснил пленум ВС.
В марте президент России Владимир Путин поддержал идею распространить на индивидуальных предпринимателей ограничения на заключение под стражу по экономическим делам, предусмотренные для бизнесменов.
В августе прошлого года Путин подписал закон, запрещающий продлевать срок ареста предпринимателям, если по уголовному делу в их отношении не производят активных следственных действий.