Турция нашла выход из спора России и Польши об останках русского офицера
Министр культуры и туризма Турции Нуман Куртулмуш сообщил о том, что найденные в турецкой провинции Ардахан останки погибшего в 1894 году русского офицера польского происхождения Карла Ржепецкого могут быть погребены в Турции. Об этом он заявил в интервью газете Hürriyet. Ранее пожелание провести перезахоронение высказывали Россия и Польша.
Об обнаружении в Ардахане гроба с останками офицера стало известно в апреле прошлого года, писала Daily Sabah. Он был найден при закладке фундамента нового дома. Тело, как указывала турецкая газета, было в плохом состоянии, при этом надетая на него военная форма сохранилась. Прах для дальнейших исследований перевезли в лабораторию города Карс, а затем в музей.
Спустя месяц в Российском военно-историческом архиве выяснили, что на русском кладбище в Ардахане был похоронен только один российский военный — подполковник польского происхождения Карл Карлович Ржепецкий, который служил в 78-м пехотном Навагинском полку 20-й стрелковой дивизии и скончался от кровоизлияния в мозг. Его похороны, согласно сохранившимся документам, состоялись в 1894 году.
Эти данные, как рассказывала «РИА Новости» пресс-атташе российского посольства в Анкаре Ирина Касимова, дипмиссия передала турецким исследователям в мае 2017 года. Однако глава департамента по культуре и туризму провинции Ардахан Эфсан Алантар тогда в этой информации усомнился, заметив, что личность погибшего в Турции офицера еще предстоит определить.
Несмотря на это, в ноябре прошлого года передать останки офицера потребовала Польша. Этот вопрос, как указывал, выступая в парламенте страны, министр культуры и туризма Турции, даже вошел в повестку дня президента Реджепа Тайипа Эрдогана во время его визита в Польшу. «Мы знаем, что тот, кто был здесь похоронен, был польского происхождения. Мы также знаем членов его семьи в Польше. Мы начали процесс возвращения тела. Российская сторона также будет включена в этот процесс, поскольку этот солдат также был россиянином», — утверждал Куртулмуш.
При этом российская сторона в декабре прошлого года выступила против такой инициативы. Появление в Польше родственников захороненного в Турции офицера референт заместителя министра обороны России и зампред Смешанной российско-турецкой межправительственной комиссии по воинским захоронениям Александр Кириллин назвал «ненужной политизацией дела». «К Польше он [погибший офицер] никакого отношения не имеет, он военнослужащий русской императорской армии», — утверждал он, отмечая, однако, что в России знакомых и родных Ржепецкого не нашлось. В связи с этим Москва, как указывал Кириллин, договорилась с Анкарой о скорейшем захоронении останков на христианском участке, «желательно в том же районе, где они были найдены».
Тем не менее останки офицера, как рассказал в интервью Hürriyet Куртулмуш, до сих пор остаются в музее Карса.
«Контакты, которые осуществляются между двумя странами [Россией и Польшей], до сих пор не дали результата. Поскольку они не смогли решить эту проблему, гроб с останками хранится в музее», — добавил он, заметив, что «самым печальным» в этой истории является то, что тело не разлагалось в могиле много лет, но разлагается в музее. «Полагаю, мы будем вынуждены перезахоронить его здесь [в Турции], потому что оно не может [больше] храниться в музее», — сказал турецкий министр.